Главная - Учет денежных средств

Учет кассовых операций

Новости

Ограничение оборота наличности

Высокая доля наличности в денежном обороте влечет повышенные издержки, способствует развитию теневого бизнеса и ограничивает рост здоровой экономики. Поэтому Сбербанк направил в Правительство стратегию развития российской платежной системы, в которой предлагает постепенно сократить оборот наличных денег. В частности, в числе его предложений - полностью перевести на безналичные расчеты: выплату зарплат, пособий и пенсий; торговые операции компаний с годовой выручкой от 400 млн руб. (их обяжут принимать к оплате карты).

Ограничение расчетов наличными с 2014 года

Минфин предложил ограничить расчеты наличными между гражданами, а также между гражданами и организациями с 2014 г. суммой в 600 тыс. руб., а с 2015 г. - суммой в 300 тыс. руб. Расчеты свыше этих предельных сумм должны будут проводиться в безналичном порядке.

Новые правила расчетов наличными

Начнем с того, что определим, на кого распространяются новые правила. В данном случае проще идти от противного. Согласно п. 1 Указания N 3073-У его положения не касаются наличных расчетов, в которых участвует непосредственно Банк России, а также банковских операций, которые производятся в соответствии с законодательством РФ, в т.ч. нормативными актами Банка России. Кроме того, оно не распространяется на налоговые и таможенные платежи. Ну и, наконец, нововведения могут проигнорировать физлица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Статьи

Учет расчетов с подотчетными лицами

Проверенный авансовый отчет утверждается руководителем или уполномоченным на это лицом и принимается к учету. Остаток неиспользованного аванса сдается подотчетным лицом в кассу организации по приходному кассовому ордеру в установленном порядке. Перерасход по авансовому отчету выдается подотчетному лицу по расходному кассовому ордеру. Здесь следует обратить внимание на то, что действующее законодательство не запрещает расчеты с работником в безналичной форме. Сказанное относится как к расчетам по оплате труда и прочим выплатам, так и к расчетам по подотчетным суммам. Таким образом, подотчетные суммы могут быть перечислены со счета в кредитной организации на счет работника, на банковскую карточку или почтовым переводом. Подобные ситуации возникают нечасто и могут быть связаны, например, с продлением командировки или с необходимостью перечислить некоторую сумму денежных средств работнику, находящемуся вне места расположения организации.

Регистрация ККТ: порядок регистрации, ответственность, причины отказа

Прежде чем начать использовать ККТ, ее необходимо зарегистрировать. Эксплуатировать ККТ без регистрации нельзя. Нарушителям в этом случае грозит административная ответственность в виде штрафа. Регистрация, а также перерегистрация контрольно-кассовой техники в налоговых органах осуществляется в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н. Он содержит перечень необходимых для этого документов, сроки регистрации и иные условия, которые необходимо соблюсти. Итак, для регистрации кассы подается заявление. Его форма утверждена приказом ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152@. Оно направляется по почте, в электронном виде или представляется лично.

Использование кассовых аппаратов при ЕНВД

Плательщикам ЕНВД предоставлено право не применять ККТ. Рассмотрим, какие проблемы и вопросы возникают на практике у плательщиков единого налога при использовании этого права. На платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, в том числе через платежные терминалы, это правило не распространяется. Для них наличие в терминале контрольно-кассовой техники обязательно. Организация сама решает, прекратить применение ККТ или нет. Закон N 54-ФЗ устанавливает право отказа от кассовой техники, но не обязанность. Если же принято решение и дальше использовать в работе кассовый аппарат, то при этом придется по-прежнему соблюдать установленный порядок его регистрации и применения, платить за обслуживание и замену ЭКЛЗ. В противном случае налоговые органы могут оштрафовать по ст. 14.5 КоАП РФ (Письма Минфина России от 09.09.2009 N 03-01-15/9-451, от 13.08.2009 N 03-01-15/8-413).

Как банки проверяют кассовые документы организаций и что будет за нарушения

Проверка соблюдения кассовой дисциплины - обязанность не столько налоговиков, сколько банков. Обнаружив нарушения, банк должен сообщить о них в налоговый орган, который и оштрафует организацию. Понятно, что банки не заинтересованы в проведении таких проверок - кому же хочется доставлять неудобства своим клиентам! Тем не менее проверки проходят.

Кассовая дисциплина

Согласно актуальной на сегодняшний день редакции Закона N 54-ФЗ ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими расчетов. Под расчетами понимается прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги.

Консультация

Как за один заход поставить, перерегистрировать или снять с учета ККТ

Недавно вступил в силу новый Регламент по регистрации налоговиками кассовой техники (Регламент, утв. Приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н). И, казалось бы, теперь должен воцариться порядок. Но нет. В большинстве инспекций по-прежнему свой набор документов для регистрации. Так что мы решили довести до вас "настоящий Регламент". Главное внимание уделите документам, которые вы должны сдать инспекторам и получить от них. И не забывайте о "местных обычаях" - мы привели их в примечаниях.

Целевые средства, поступившие в кассу, - в банк

В общем случае все наличные деньги, поступающие в кассу, автономное учреждение должно сдавать в банк, в котором открыт расчетный счет. В то же время в установленных случаях поступившие в кассу предприятия денежные средства могут расходоваться на определенные цели. В каких случаях АУ вправе не сдавать полученные в кассу деньги в банк? Относится ли это к целевым средствам (например, пожертвованиям), полученным в виде наличных денежных средств?

Как ИП расходовать деньги на личные нужды

Какую сумму денег предприниматель может израсходовать на себя? Какие документы оформить, чтобы взять деньги из кассы на личные нужды? Как отразить покупки в учете, если предприниматель оплатил их личными деньгами?

Документы

Авансовый отчет: порядок заполнения, доработка формы

Согласно п. 1 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. В качестве таковых используются первичные учетные документы. Требования, которым они должны отвечать, чтобы быть принятыми к учету, приведены в п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ. Так, по общему правилу "первичка" должна быть составлена по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Исключением являются случаи, когда специальной формы подобные альбомы не предусматривают. Тогда достаточно, чтобы документ содержал обязательные реквизиты, приведенные в том же п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Авансовый отчет: форма, заполнение, выдача денег

Авансовый отчет составляется в одном экземпляре подотчетным лицом и работником бухгалтерии. На лицевой стороне авансового отчета должны быть указаны: наименование компании (предпринимателя), подразделение, фамилия сотрудника, его должность и назначение аванса. На оборотной стороне формы подотчетное лицо записывает номер, дату, наименование и перечень документов, подтверждающих произведенные расходы (квитанции, транспортные документы, чеки ККМ, товарные чеки, командировочные удостоверения и другие оправдательные документы). Суммы произведенных расходов отражают в графе 5. Если же деньги выдавались в инвалюте (на командировки за рубеж), то в графе 6 сотрудник отражает еще и сумму валюты.

Когда нужен Акт по форме № КМ-3

Когда налоговики проверяют работу организаций и предпринимателей с денежной наличностью и ведение ими кассовых операций, то при обнаружении акта о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам по унифицированной форме N КМ-3 (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132) особо внимательно изучают его и приложенные к нему документы. Ведь они должны убедиться в правильности оприходования наличной выручки. Поэтому рассмотрим, когда надо составить этот первичный документ и как оформить прилагаемые к нему бумаги.