Главная - Статьи

Организация ведения упрощенного бухгалтерского учета на малом предприятии

Упростить учет могут не все

В упрощении учета заинтересованы небольшие фирмы. О возможности установления упрощенных способов бухгалтерского учета для малых предприятий сказано в пункте 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (государство декларирует заинтересованность и поддержку). Да и Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ содержал норму не просто об упрощении учета, а о полном освобождении от ведения бухучета (за исключением учета основных средств и нематериальных активов), в частности, организаций, применяющих «упрощенку».

Напомним, что критерии отнесения фирмы к субъектам малого предпринимательства установлены в статье 4 закона № 209-ФЗ (численность – до 100 человек, выручка без учета НДС – не более 400 000 000 руб. в год).

А вот в новом законе «О бухгалтерском учете» (№ 402-ФЗ) никаких поблажек для малого бизнеса уже не было. Упрощение упоминалось лишь в качестве планов на перспективу (п. 3 ст. 20), подп. 10 п. 3 ст. 21).

И вот – уточнение. Разрешение использовать упрощенные способы ведения бухучета распространено в том числе на субъекты малого предпринимательства (п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ). Но законодатель только констатирует факт существования упрощенных способов учета. Подзаконных актов по этому вопросу пока нет. Как же применять предоставленную возможность на практике?

Регулирование

До появления федеральных стандартов упрощенные способы нужно искать в действующих правилах ведения учета (п. 1 ст. 30 закона № 402-ФЗ). Они приведены в информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства». Однако отдельные льготы на практике не задействованы. Причина – отсутствие методик их применения.

Начиная с 2013 года к документам регулирования бухучета относятся рекомендации, в том числе разработанные некоммерческими организациями – ассоциациями бухгалтеров и т. д. (подп. 3 п. 1 ст. 21), п. 7 ст. 21), п. 2 ст. 22 закона № 402-ФЗ). Расскажем подробнее, какими материалами можно воспользоваться.

Простая система бухгалтерского учета

Микропредприятия (имеющие численность до 15 человек и выручку не более 60 000 000 руб. в год) в 2013 году получили право ведения бухчета без применения двойной записи – по простой системе. Изменения внесены приказом Минфина России от 18 декабря 2012 г. № 164н.

Технологию такого учета можно найти в разделе 3.5 Рекомендаций для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», протокол от 25 апреля 2013 г. № 4/13 (далее – Рекомендации ИПБ).

Примечание. Рекомендации ИПБ 17 сентября 2013 года одобрены к применению на заседании Экспертной группы Минфина России по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства. Документ предназначен для оказания методической помощи указанным субъектам в постановке и ведении бухгалтерского учета.

Учет предлагается вести в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной жизни   (далее – Книга) без применения счетов. Механизм следующий: суммы хозопераций сразу разносятся по статьям бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. В итоге Книга является регистром бухгалтерского учета. Если отражать в ней все операции, другие регистры вести не потребуется.

Однако примеры заполнения Книги), приведенные в Рекомендациях ИПБ, демонстрируют двойную запись. А простая система подразумевает однократную запись операции. Как, по мнению автора, при таком подходе можно вести Книгу), покажем на примере.

Пример 1. Подрядная организация соответствует критериям микропредприятия. В учетной политике она утвердила применение простой системы бухучета и форму Книги (для его ведения), разработанную самостоятельно. Графами Книги являются статьи упрощенных форм бухгалтерской отчетности – баланса и отчета о финрезультатах (согласно приложению № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н). Учет ведется по методу начисления. Фрагмент Книги), отражающий операции приемки результата работ от субподрядчика, передачи его заказчику и выявления финансового результата (расчеты по НДС опущены – фирма использует освобождение от НДС), приведен ниже. Разумеется, учет ведется в рублях, но для примера суммы указаны в единицах измерения «тыс. руб.».

Книга учета фактов хозяйственной жизни

Остатки на конец отчетного периода сразу позволят бухгалтеру заполнить формы баланса и отчета о финансовых результатах.

Как видно из примера 1, отличие между учетом посредством двойной записи и учетом по простой системе в подходе к классификации фактов хозяйственной жизни.

В первом случае их группируют попарно – в целях отражения одной и той же суммы одновременно на двух счетах.

Во втором случае такая задача не ставится. Правда, при этом увеличивается количество записей (по сути удваивается). Однако именно второй подход принят в МСФО.

Примечание. МСФО – Международные стандарты финансовой отчетности. Эта система не содержит требований о применении двойной записи и даже о ведении учетных регистров. Объекты учета признаются непосредственно в балансе либо в отчете о финрезультатах.

Отметим и такое допустимое упрощение. В Рекомендациях ИПБ (п. 46) предложено начислять амортизацию не помесячно, а сразу за календарный год (если не требуется составлять промежуточную отчетность).

Кассовый метод

Еще один способ бухучета, который позиционируется как упрощенный, – это кассовый метод признания доходов и расходов (п. 12 ПБУ 9/99), п. 18 ПБУ 10/99).

Однако он всего лишь провозглашен, официальных разъяснений за полтора десятка лет так и не появилось. Основная трудность заключается в несовместимости этого метода с двойной записью. Между тем в простой системе подобных проблем не возникает.

Для применения кассового метода важно осознать, что в ПБУ 10/99 бессистемно смешаны понятия затрат, которые порождают активы, и расходов, которые признаются в отчете о финансовых результатах. В то же время активы и расходы – это разные объекты бухгалтерского учета (ст. 5 закона № 402-ФЗ).

Активы формируются вне связи с оплатой, исключительно методом начисления. Кассовый метод распространяется лишь на отчет о финансовых результатах.

Такое совмещение стилей неминуемо повлечет рассогласование показателя чистой прибыли в отчете о финансовых результатах и величины приращения собственного капитала в балансе.

Поэтому размер капитала придется определять по данным баланса как разность между активами и обязательствами.

Примечание. Пункт 7.4 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29 декабря 1997 г.

Как вести учет по кассовому методу, иллюстрирует очередной пример.

Пример 2. Будем опираться на перечень операций, представленный в примере 1. Но предположим, что строительная компания приняла решение вести бухучет кассовым методом. В этом случае Книга приобретет иной вид. Образец ее заполнения:

Книга учета фактов хозяйственной жизни 2

Обратите внимание: распределению между собственниками компании подлежит именно чистая прибыль. Она зафиксирована в отчете о финансовых результатах. При кассовом методе этот показатель связь с балансом утрачивает. Однако при выплате дивидендов должны соблюдаться требования к стоимости чистых активов, которая исчисляется в обычном порядке – по данным баланса.

План счетов – это не догма

Бухгалтеры нередко расходятся во мнениях о том, на каком счете учитывать те или иные объекты (операции). Но зачастую споры не имеют под собой правовых оснований. Дело в том, что План счетов бухгалтерского учета… и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н) не являются нормативными актами, поскольку в Минюсте России они не зарегистрированы.

Остановимся на затруднениях с выбором счета, специфичных для строительства.

На каком счете учитывать затраты на возведение объекта

При долевом строительстве застройщику необходимо вести раздельный учет затрат (из средств дольщиков и затрат, финансируемых из собственных средств застройщика). Для этого обычно используют два счета – соответственно 08 «Вложения во внеоборотные активы» и 20 «Основное производство». 
Против применения первого из них некоторые специалисты возражают.

Однако принципиальное значение имеет не номер счета, а статья в балансе, по которой отражен его остаток. Так вот данные по счету 08 следует включить в строку «Финансовые и другие оборотные активы». Ведь речь идет об активах, оборачиваемых в пределах одного операционного цикла. Продолжительность цикла роли не играет (п. 19 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н).

Применим ли при долевом строительстве счет 86

Еще один часто задаваемый вопрос: вправе ли застройщик вести учет средств дольщиков на счете 86 «Целевое финансирование» ? Нормативными документами это не запрещено, а ссылки на Инструкцию по применению Плана счетов… неправомерны (п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763). Применение счета 86 удобно, если дольщикам предоставлена рассрочка платежа. Тогда записью «дебет 76 кредит 86» отражают цену договора и ожидаемый объем финансирования от дольщика. По мере поступления оплаты дебиторскую задолженность по счету 76 списывают. Опять же принципиальную роль играет лишь то, по какой статье пассива баланса отражены данные по счету 86 в этом случае. Их нужно показать в строке «Другие краткосрочные обязательства».

Примечание. Активы и обязательства в балансе показывают как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или не более продолжительности операционного цикла, превышающего 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства показывают как долгосрочные (п. 19 ПБУ 4/99).

Как учитывать временные здания

По окончании договора временные объекты – здания и сооружения ликвидируются. Они предназначены для использования в течение обычного операционного цикла. Поэтому оснований для признания основных средств не имеется (подп. «б» п. 4 ПБУ 6/01).

По мнению автора, такие объекты целесообразно учитывать на счете 97 «Расходы будущих периодов» – это прямо позволяет ПБУ 2/2008 (п. 16).

Правила данного стандарта малые предприятия, если они его не применяют, могут использовать по аналогии (п. 7 ПБУ 1/2008).

Списывать стоимость подобных активов можно по мере предъявления заказчику выполненных работ.

Пример 3. Цена договора подряда – 1 000 000 руб. На отчетную дату подрядчик предъявил заказчику к оплате выполненные работы на сумму  700 000 руб. (по форме № КС-3). При оборудовании стройплощадки затраты на временные здания и сооружения составили 100 000 руб.

На отчетную дату со счета 97 на счет 20 списано 70 000 руб. (100 000 × 700 000 : 1 000 000).

Обратите внимание! Субъекты малого предпринимательства вправе применять не только упрощенные формы отчетности, но и упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

Декабрь 2013 г.





Статьи по теме: