Главная - Статьи

Учет расходов на содержание служебного автотранспорта

При организации работы собственного транспорта или автохозяйства необходимо определить состав парка машин, их количество, необходимое для выполнения всех поставленных задач, предпочтительные марки и модели для представительских целей и общего назначения. Важна не только цена новых автомобилей, но и затраты на их дальнейшую эксплуатацию.

Расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, воздушного, водного и других видов) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Рассмотрим отдельные виды расходов.

Горюче-смазочные материалы

Расчеты с поставщиками топлива могут быть наличными и безналичными. Наличные расчеты предполагают выдачу денежных средств на приобретение ГСМ подотчетному лицу с последующим представлением в бухгалтерию авансового отчета с приложением документов, свидетельствующих об оплате (кассовых чеков). Безналичные расчеты осуществляются в основном в виде авансирования (предоплаты) на отпуск топлива на основании договора с поставщиком.
В настоящее время активно используются топливные карты или талоны. Топливная карта содержит информацию об объеме приобретенного неиспользованного топлива на текущий момент и позволяет ее держателю заправить бензин в топливный бак в пределах расходного лимита, установленного договором. Ежемесячно поставщик топлива представляет акт приема-передачи, счет-фактуру, отчет об операциях по картам или талонам.

Затраты на приобретение топлива не признаются расходом для целей налогового учета, так как заправка бензина в топливный бак подтверждает факт его приобретения, а не факт использования. Признание расходов на ГСМ осуществляется на основании путевого листа. Форма путевого листа предусмотрена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Справедливости ради следует отметить, что эта форма обязательна для специализированных и автотранспортных организаций. Остальные организации могут разработать свою форму путевого листа, в котором должны присутствовать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также информация о месте следования транспортного средства. Самостоятельно разработанная форма путевого листа утверждается учетной политикой организации.

Примечание. С 1 января 2013 г. в связи с вступлением в силу нового Закона о бухгалтерском учете указанные требования будут регулироваться п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями, введенными в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (далее - Распоряжение N АМ-23-р).

Различают базовое значение расхода топлива в литрах на 100 км пробега, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля, и расчетное нормативное значение расхода топлив с учетом повышающих и понижающих коэффициентов.

Примечание. На практике возникает большое количество споров, когда налоговые органы считают необоснованными расходы организаций на ГСМ. По оценкам экспертов, в случае судебного решения в пользу налогового органа потери налогоплательщика могут составить до 30% стоимости топлива, потребленного сверх нормы.

Поправочные коэффициенты применяются для учета работы транспорта при определенных условиях. Так, например, повышающие коэффициенты к базовой норме применяются:

  • в зимних условиях в зависимости от климатических районов. Срок действия и предельная величина зимних надбавок определяются по федеральным округам. Например, для Москвы и Санкт-Петербурга зимняя надбавка 10% действует 5 месяцев в период с 1 ноября по 31 марта; для Краснодарского края - 3% на 3 месяца в период с 1 декабря по 1 марта; для Ханты-Мансийского автономного округа - 18% на 6,5 месяца в период с 15 октября до 30 апреля;
  • в городах с населением свыше 3 млн человек - до 25%; от 1 до 3 млн человек - до 20%; от 250 тыс. до 1 млн человек - до 15%; от 100 тыс. до 250 тыс. человек - до 10%;
  • при использовании кондиционера или установке климат-контроля - до 7%;
  • в горной местности - от 5 до 20%;
  • при обкатке новых автомобилей и после капитального ремонта - до 10%;
  • при сроке эксплуатации автомобиля более 5 лет - от 5 до 10% в зависимости от пробега.

Норма расхода может снижаться при работе за пределами пригородной зоны на равнинной местности - до 15%.

Если применяются несколько надбавок, то норма расхода топлива устанавливается по сумме или разности надбавок к базовой норме. Нормативный расход топлива по каждому автомобилю оформляется приказом руководителя организации с указанием базовой нормы и поправочных коэффициентов.

Пример 1. Автомобиль ВАЗ-11183 "Калина" эксплуатируется в Санкт-Петербурге. Базовая норма составляет 8,0 л на 100 км. Надбавка в городе с населением свыше 3 млн человек составляет 25%, зимняя надбавка - 10%. Пробег по путевому листу за 14 ноября составил 90 км.
Определим предельный размер расхода топлива:
- нормативный расход топлива - 10,8 л на 100 км (8,0 л + 8,0 л x 0,25 + 8,0 л x 0,1);
- предельный расход топлива за 14 ноября - 9,72 л (10,8 л x 90 км / 100 км).

Пример 2. Поставщику топлива перечислен аванс 5000 руб. Поставщиком представлены документы на отпуск бензина (акт приема-передачи, счет-фактура, отчет) за сентябрь в количестве 90 л. Остаток в баке автомобиля ВАЗ-11183 "Калина", эксплуатируемого в Санкт-Петербурге, на 1 сентября - 4 л. Согласно путевым листам общий пробег за сентябрь составил 850 км. Стоимость литра бензина - 30 руб.
Определим предельный размер расхода топлива и приведем бухгалтерские проводки (табл. 1).

Таблица 1

Бухгалтерские проводки к примеру 2

Наименование операции

Бухгалтерская
проводка

Сумма, руб.

Перечислен аванс поставщику

Дт 60 Кт 51

5000

Оприходован бензин (90 л x 30 руб.)

Дт 10 Кт 60

2700

Признан расход топлива (85 л x 30 руб.)

Дт 26 Кт 10

2550


Нормативный расход топлива для летнего времени - 10 л (8,0 л + 8,0 л x 0,25).
Расход топлива за сентябрь, в литрах, - 85 л (10 л x 850 км / 100 км).
Расход топлива за сентябрь, в рублях, - 2550 руб. (85 л x 30 руб.).
Остаток бензина в баке автомобиля - 9 л (4 л + 90 л - 85 л).

Если в организации эксплуатируются автомобили, нормы для которых не утверждены, то руководитель организации может ввести приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. До разработки норм следует руководствоваться технической документацией на соответствующие автомобили и информацией завода-изготовителя (Письмо Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67).

Иногда расход топлива по конкретному автомобилю превышает установленные (разработанные) нормы. В этом случае необходимо назначить комиссию и оформить специальным актом замер фактического расхода топлива на 100 км пробега. Положения пп. 5 п. 1 ст. 254 и пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ позволяют учитывать затраты на бензин без ограничения их величины (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2012 по делу N А27-8757/2011).

Если организация не может представить обоснование превышения лимита расхода топлива, то расходы сверх лимита не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Распоряжением N АМ-23-р также установлены нормы расхода смазочных материалов. Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов установлены с учетом замены и текущих дозаправок: для масел - в литрах на 100 л общего расхода топлива, для смазок - в килограммах на 100 л расхода топлива в зависимости от марки и модели автомобиля. Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей, эксплуатируемых более 5 лет, а также после капитального ремонта.

Мнение. А.Р. Узлиян, группа компаний "Алькомпроф", финансовый директор, к. э. н.

Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" распространяет свое действие на все организации, вне зависимости от сферы деятельности, которые расходуют топливо и смазочные материалы при эксплуатации транспортных средств.

Установленные нормы предусмотрены для исчисления налога на прибыль. В то же время НК РФ не устанавливает обязанность налогоплательщика по нормированию таких расходов. Нормирование расходов предусмотрено только на выплаты компенсаций при использовании личного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Позиции Минфина России и налоговых органов расходятся с решениями судов. Финансовое ведомство считает, что для целей исчисления налога на прибыль расходы принимаются в пределах норм, установленных в соответствии с Распоряжением N АМ-23-р.

Арбитражные суды - на стороне налогоплательщика. Расходы на топливо и смазочные материалы могут учитываться в размере фактических затрат. Главное требование, которое при этом должно быть выполнено, - это экономическая оправданность расходов.

По нашему мнению, методика расчета норматива расхода топлива носит рекомендательный характер и может применяться хозяйствующими субъектами по собственному усмотрению. Так, учетной политикой может быть предусмотрено, что страховщик, например, использует методику производителей транспортных средств или НИИ. Также организация может разработать собственные нормативы с использованием своих статистических данных, тем более в случаях, когда на транспортных средствах установлены учетные автоматические системы.

Кроме прочего, нормативы могут быть использованы страховщиками для планирования затрат на горюче-смазочные материалы.

Мойка транспортного средства

Мойку автомобиля и химчистку салона можно учесть в составе расходов на содержание служебного транспорта в составе прочих расходов на производство и реализацию при наличии подтверждающих документов. На практике услуги по мойке и химчистке осуществляются непосредственно в тот же день по факту оплаты. К кассовому чеку прилагается товарный чек или выдается квитанция установленного образца с указанием марки, модели автомобиля, а также государственного регистрационного номера автомобиля, по которому оказаны услуги. При отсутствии указанной информации, ввиду отсутствия возможности идентификации объекта, расходы не принимаются в целях налогообложения. К первичным учетным документам относится также справка бухгалтера.

Пример 3. Выдан аванс подотчетному лицу на мойку автомобиля ВАЗ-11183 "Калина" - 500 руб. Представлен авансовый отчет с приложением кассового и товарного чеков на мойку автомобиля ВАЗ-11183 "Калина" на сумму 400 руб. Бухгалтерские проводки приведены в табл. 2.

Таблица 2

Бухгалтерские проводки к примеру 3

Наименование операции

Бухгалтерская
проводка

Сумма, руб.

Выдан из кассы аванс под отчет на мойку
автомобиля

Дт 71 Кт 50

500

Сдан авансовый отчет на мойку автомобиля

Дт 26 Кт 71

400

Получен остаток аванса от подотчетного лица в
кассу

Дт 50 Кт 71

100

Хранение транспортного средства

Расходы на парковку, стоянку, аренду гаража возникают у организаций, которые не имеют в собственности мест хранения транспортных средств.

В случае аренды гаража для признания расходов должны быть в наличии:

  • договор аренды, в котором имеется информация по идентификации гаража (адрес, характеристика гаража, данные о регистрации права собственности владельца);
  • акт приема-передачи гаража;
  • документы по оплате аренды;
  • акт приема-сдачи оказанных услуг за отчетный период (Письмо Минфина России от 07.06.2006 N 03-03-04/1/505).

Услуги платной автостоянки оплачиваются наличными деньгами, если они носят разовый (непостоянный) характер, или безналичным путем, если стороны заключили договор на хранение. В первом случае подотчетное лицо получает аванс и после оплаты услуг сдает в бухгалтерию авансовый отчет с приложением кассового и товарного чеков или квитанции установленного образца. Во втором случае организация, оказавшая услуги по хранению, представляет акт приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг). В документах, свидетельствующих об оплате услуг и их оказании, в обязательном порядке должна присутствовать информация о марке и государственном регистрационном номере служебного автомобиля.

Страхование транспортного средства

Расходы на обязательное и добровольное страхование транспортных средств включают:

  • расходы на обязательное страхование в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств";
  • расходы на добровольное страхование транспортного средства.

В соответствии с п. 2 ст. 263 НК РФ расходы по обязательным видам страхования включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных законодательством РФ. Согласно п. 3 ст. 263 НК РФ расходы по добровольному страхованию средств транспорта включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

Примечание. Расходы для целей налогообложения включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по отдельным видам добровольного имущественного страхования, указанным в п. 1 ст. 264 НК РФ.

Важно обратить внимание на то, что платежи по добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств не уменьшают налогооблагаемую прибыль, так как указанный вид имущественного страхования не приведен в п. 1 ст. 264 НК РФ.

Расходы по страхованию признаются при условии перечисления страховых взносов равномерно в течение срока действия договора страхования пропорционально количеству календарных дней в отчетном периоде.

Учет расчетов по страхованию ведется на субсчете счета 76 "Расчеты по имущественному и личному страхованию". Аналитический учет по субсчету ведется по страховщикам и отдельным договорам страхования.

Технический осмотр

Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008 проведение технического осмотра осуществляется на платной основе в соответствии с договором о проведении технического осмотра. До начала проведения технического диагностирования организация производит оплату услуг. Размер платы за проведение техосмотра и повторного техосмотра устанавливается оператором техосмотра и не может превышать предельный размер, установленный субъектом РФ.

В настоящее время услуги по техосмотру оказывают как аккредитованные, так и неаккредитованные организации (предприниматели), которые на 1 января 2012 г. прошли конкурсный отбор на право проведения государственного техосмотра транспортных средств и имеют соответствующие договоры с подразделениями МВД России. Указанные организации вправе осуществлять соответствующую деятельность до 1 января 2014 г., если они включены в реестр операторов технического осмотра (п. 7 ст. 32 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Примечание. Проведение технического осмотра осуществляется по соответствующему договору, заключаемому в простой письменной форме.

Транспортный налог

В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Плательщиком транспортного налога согласно ст. 357 НК РФ признается лицо (владелец), на которое зарегистрировано транспортное средство.

Обязанность по уплате транспортного налога возникает не с момента приобретения, а с момента регистрации транспортного средства. Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Если организация сознательно уклоняется от регистрации и (или) без уважительных причин пропущен пятидневный срок, установленный для регистрации, а транспортное средство эксплуатируется, то данные действия могут быть квалифицированы как направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

Важно обратить внимание на следующее. В период до регистрации транспортного средства расходы на его эксплуатацию могут быть признаны для целей налогообложения прибыли, так как в налоговом законодательстве отсутствует требование о принятии расходов в целях налогообложения прибыли с момента регистрации транспортного средства.

Сталкиваясь со сложными вопросами учета и налогообложения расходов на содержание транспортного средства, бухгалтер страховой организации должен исходить из их экономической оправданности и документальной подтвержденности.

Декабрь 2012 г.





Статьи по теме: