Главная - Статьи

Учет доходов и расходов компании от рекламы, размещаемой на транспорте

 

Общие и специальные нормы размещения рекламы на ТС

 

Организациям и предпринимателям, размещающим рекламу на автотранспорте, следует принимать во внимание как общие требования к рекламе, установленные ст. 5 Закона о рекламе, так и специальные нормы, касающиеся особенностей отдельных способов рекламирования, в том числе с использованием транспортных средств (ст. 20 Закона о рекламе). В общих требованиях сказано о том, что считается недобросовестной и недостоверной рекламой, размещение и распространение которой где бы то ни было не допускаются. Есть такие нормы: реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий, иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта, формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц. Также не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. От общих норм перейдем к специальным.

Важное условие при размещении рекламы на ТС - заключение договора между рекламодателем и собственником транспортного средства, или уполномоченным им лицом, или лицом, обладающим иным правом на авто. Из этого следует, что перевозчик не является рекламодателем, но при определенных условиях может стать рекламораспространителем, для которого ст. 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Но эту роль можно передать рекламному агентству, тогда само автопредприятие или предприниматель ограничится тем, что будет лишь предоставлять боковые поверхности ТС для размещения рекламы. В таком случае ответственность за возможные нарушения законодательства несет арендатор - рекламное агентство, являющееся по сути рекламораспространителем и уполномоченным от имени перевозчика лицом на заключение договора с рекламодателем.

В любом случае, кем бы ни являлся перевозчик, ему нужно помнить, что реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим автомобилями лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов (ч. 5 ст. 20 Закона о рекламе). Размещение на ТС рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор водителю и другим участникам дорожного движения, влечет наложение административного штрафа (ч. 4 ст. 14.38 КоАП РФ):

- на граждан в размере от 2000 до 2500 руб.;

- на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб.;

- на юридических лиц - от 200 000 до 500 000 руб.

Также не допускаются звуковое сопровождение рекламы, звуковая реклама в салоне транспортного средства - в любом подобном случае звуковая реклама размещается с использованием ТС, что является нарушением ч. 6 ст. 20 Закона о рекламе (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 N 5848/08). Поэтому неудивительно, что если реклама транслируется по установленному в салоне автобуса экрану, то она передается без звукового сопровождения независимо от того, мешает оно водителю или нет.

Внимание. Размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой (ч. 4 ст. 20 Закона о рекламе). Например, сведения о перевозчике, его адресе и предоставляемых услугах согласно ст. 9 Закона о защите прав потребителей доводятся до потребителей в обязательном порядке, поэтому их нельзя расценивать и ограничивать как рекламу. То есть если на кузове автомобиля грузоперевозчика нанесены наименование компании, контактные телефоны, указаны виды оказываемых транспортных услуг, то к такой информации не применяются ни частные, ни общие требования к рекламе.

Обозначив основные правила к размещению рекламы с использованием ТС, перейдем к способам ее распространения.

 

Реклама как доход транспортной компании

 

В этом плане больше возможностей получить дополнительный доход у пассажирских перевозчиков, чем у их коллег, перевозящих грузы. Во-первых, предприятия, оказывающие транспортные услуги населению, могут предоставить боковые поверхности автобусов под размещение рекламы различных коммерческих организаций. Во-вторых, реклама может быть размещена внутри автобусов, троллейбусов в виде рекламных наклеек, постеров или путем транслирования рекламы на ЖК-мониторах. Отличие наружной рекламы от внутренней в сроках, на которые она размещается. Реклама на наружных поверхностях автобуса находится продолжительное время, то, что размещается в салоне, меняется более оперативно. К тому же в салоне можно разместить стикеры и постеры нескольких рекламодателей. Особенно это касается ЖК-мониторов, количество идущих на них рекламных роликов практически неограниченно, чего не скажешь о наружной рекламе. Но она имеет свои плюсы, в частности, в плане охвата аудитории, так как ориентирована не только на пассажиров, но и на всех участников дорожного движения и прохожих. В обоих случаях владелец ТС получает доход от размещения информации о рекламодателе. Как его классифицировать для целей бухгалтерского учета?

Перечень доходов по обычным видам деятельности при осуществлении перевозок автомобильным транспортом приведен в п. 16 Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте. В нем нет доходов от рекламы, хотя в составе выручки есть арендная плата. Этой нормой могут воспользоваться организации, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды. Автотранспортное предприятие в первую очередь занимается пассажирскими перевозками, а сдача в аренду поверхностей ТС - это не более чем дополнительный доход, который следует включать в состав прочих поступлений.

С позиций налогообложения размещение рекламы на транспортных средствах в определенных случаях подпадает под уплату ЕНВД (пп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). В целях "вмененного" налогообложения рассматривается предпринимательская деятельность по размещению рекламы на транспортном средстве, осуществляемая с соблюдением требований Закона о рекламе. Исходя из этого плательщиками ЕНВД по указанному виду деятельности являются организации и предприниматели, имеющие на праве собственности (пользования, владения и (или) распоряжения) соответствующие транспортные средства и непосредственно осуществляющие распространение (доведение до потребителей) рекламной информации. В то же время деятельность по размещению рекламы на транспортных средствах, осуществляемая налогоплательщиками на основе договора аренды поверхности транспортного средства или иного аналогичного договора, переводу на уплату ЕНВД не подлежит. Таким образом, если транспортная организация не хочет уплачивать ЕНВД с дохода от рекламы по отдельному основанию, она может ограничиться предоставлением в аренду поверхностей ТС. При этом рекламораспространитель, который будет заниматься нанесением на ТС рекламы и ее распространением, также не сможет воспользоваться преимуществами спецрежима: он не является собственником транспортных средств. Поясним рассмотренные варианты рекламы на поверхностях ТС на практических примерах.

Пример 1. Транспортная организация заключила договор с рекламодателем на размещение рекламы на внутренних и внешних поверхностях пяти автобусов. По договору плата за распространение рекламы составляет 60 000 руб. в месяц (в том числе НДС). Для нанесения рекламы перевозчик привлекает подрядчика, стоимость услуг которого составила 50 000 руб. (в том числе НДС). С данного вида деятельности перевозчик уплачивает ЕНВД. В муниципальном образовании для размещения рекламы на ТС установлен коэффициент К2 (0,8). Коэффициент К1, используемый для расчета базы по единому налогу, на 2010 г. равен 1,295. В целях упрощения не берем в расчет налога пенсионные взносы и пособия по нетрудоспособности работников, занятых в данной деятельности.

Рассчитаем ЕНВД исходя из вмененного дохода, который определяется базовой доходностью (10 000 руб.) и физическим показателем деятельности (5 транспортных средств). Величина вмененного дохода за месяц составит 51 800 руб. (5 ТС x 10 000 руб. x 1,295 x 0,8), а сумма налога к уплате в бюджет (без учета страховых взносов и выплаченных пособий) за налоговый период (квартал) - 23 310 руб. (51 800 руб. x 3 x 15%).

В учете транспортной организации будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.

За квартал

Отражены доходы от размещения рекламы

62-1

91-1

180 000

Отражены расходы, связанные с нанесением
рекламы на поверхности ТС

91-2

60-1

50 000

Поступила выручка от рекламодателя

51

62-1

180 000

Оплачены услуги подрядчика

60-1

51

50 000

Начислен ЕНВД по итогам квартала

91-2

23 310

23 310

Определен результат от распространения
рекламы с использованием ТС

91-9

99

106 690

В связи с тем что в части данного вида деятельности перевозчик является плательщиком ЕНВД, суммы НДС, предъявленные заказчиками и подрядчиками, в примере не выделяются и учитываются в составе прочих доходов и расходов перевозчика.

Пример 2. Изменим условия предыдущего примера. Транспортная организация предоставляет рекламному агентству поверхности транспортных средств для размещения рекламы. За это каждый месяц рекламное агентство перечисляет плату в размере 30 000 руб., в том числе НДС - 4576 руб.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.

За квартал

Отражены доходы от размещения рекламы

62-1

91-1

90 000

Начислен НДС с оказания услуг

91-2

68-2

13 728

Поступила выручка от рекламного агентства

51

62-1

90 000

Определен результат от предоставления
поверхностей ТС под размещение рекламы

91-9

99

76 272

Получаемые транспортной организацией доходы облагаются в рамках либо общего режима, либо "упрощенки", в примере это облагаемая НДС операция.

 

Несколько слов о социальной рекламе

 

Транспортные средства порой могут использоваться не только для коммерческой, но и для социальной рекламы. Это распространение любым способом, в любой форме и с использованием любых средств информации, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей и обеспечение интересов государства. Такого плана реклама, как правило, размещается на непродолжительный срок, и наиболее удобное для этого место - внутренние поверхности транспортных средств. Деятельность юридических и физических лиц по распространению социальной рекламы, осуществляемая на бескорыстной (безвозмездной) основе, признается благотворительной (ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ).

Раз деятельность не признается предпринимательской, то она на уплату единого налога на вмененный доход не переводится, что отмечает Минфин в Письме от 17.09.2010 N 03-11-06/3/128. Вместе с тем для осуществления деятельности по распространению (размещению) рекламы и распространению (размещению) социальной рекламы нередко используются одни и те же рекламные конструкции (средства). В таком случае транспортным компаниям, выступающим в роли рекламораспространителей и уплачивающим ЕНВД, нужно учитывать следующее.

В силу пп. 3 п. 3 ст. 346.26 НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются значения коэффициента К2, указанного в ст. 346.27 НК РФ, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности. К таким особенностям может относиться распространение социальной рекламы. Плательщики единого налога на вмененный доход могут учесть указанные особенности ведения деятельности через корректирующий коэффициент К2, если они предусмотрены при его установлении нормативными правовыми актами местных властей. Других оснований для корректировки у рекламораспространителей налоговой базы по единому налогу в связи с распространением социальной рекламы гл. 26.3 НК РФ не предусматривает. Проще говоря, перевозчик, выступающий в роли рекламораспространителя, может рассчитывать на снижение налоговых обязательств в части доходов от основной коммерческой рекламы, если социальная реклама "заложена" органами власти в корректирующий коэффициент (уменьшает его тем или иным образом). В противном случае при размещении социальной рекламы на налоговые преференции пассажирским перевозчикам рассчитывать не стоит.

 

Реклама на автобусных билетах

 

Сегодня многие компании, работающие с населением, предлагают размещение рекламы на расчетных документах (например, счетах). Пассажирские перевозчики с успехом используют автобусные билеты, одна или обе стороны которых позволяют разместить небольшую рекламу. Безусловно, информативной рекламу на билетах назвать сложно, но можно зайти с другой стороны и использовать билеты как документ, дающий право на получение скидки у рекламодателя или идентифицирующий пассажира как участника розыгрыша призов, проводимого рекламодателем в целях привлечения внимания к своим товарам (оказываемым услугам). Плюс рекламы на билетах в том, что к ее размещению особых требований не установлено, но это не освобождает перевозчика, выступающего в роли рекламораспространителя, от соблюдения общих предписаний, предъявляемых к содержанию рекламной информации (ст. 20 Закона о рекламе). Кроме этого, если с помощью билетов разыгрываются призы, нужно представлять, какие требования предъявляются к рекламе, проводимой с помощью розыгрыша призов и подарков в лотерее. В частности, о том, что должно быть сказано в рекламе о проведении самой стимулирующей лотереи, сказано в ст. 9 Закона о рекламе. Есть еще ряд нюансов, о которых мы поговорим далее, когда речь пойдет о перевозчике в роли организатора собственной лотереи, сейчас уделим внимание учету и налогообложению у пассажирского перевозчика, размещающего на билетах рекламу сторонних рекламодателей.

Пример 3. Транспортная организация заключила договор с рекламодателем на размещение рекламы на билетах. По договору плата за распространение рекламы составляет 20 000 руб. в месяц (в том числе НДС). Для нанесения рекламы перевозчик привлекает подрядчика, стоимость услуг которого составила 5000 руб. (в том числе НДС).

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.

Отражены доходы от размещения рекламы

62-1

91-1

20 000

Начислен НДС с облагаемой операции

91-2

68-2

3 051

Отражены расходы, связанные с нанесением
рекламы на автобусные билеты

91-2

60-1

4 237

Отражен предъявленный поставщиком НДС

19-3

60-1

763

Поставлен "входной" НДС к вычету

68-2

19-3

763

Поступила выручка от рекламодателя

51

62-1

20 000

Оплачены услуги подрядчика

60-1

51

5 000

Определен результат от распространения
рекламы на автобусных билетах
(20 000 - 3051 - 4237) руб.

91-9

99

12 712

Реклама на автобусных билетах - это не реклама на транспортных средствах, хотя она и связана с пассажирскими перевозками. Поэтому налогообложение данной деятельности осуществляется в традиционном порядке.

 

Реклама как расход транспортной компании

 

Пассажирские перевозчики и организации, оказывающие транспортные услуги по перевозке грузов, могут по-разному рекламировать себя и свою деятельность. Выделим два способа, в каждом из которых есть свои подводные камни в области правового регулирования, учета и налогообложения.

 

Реклама пассажирского перевозчика

 

Как показывает практика, перевозчики пассажиров могут рекламировать не только бизнес партнеров, но и преимущества своих услуг, предоставляемых пассажирам. Для этого вряд ли подойдет наружная или внутренняя реклама, лучше использовать рекламу на билетах. Безусловно, лучшая реклама в период кризиса и после кризиса - это невысокая стоимость проезда по сравнению с конкурентами. Но если перевозчик не намерен снижать стоимость проезда, он может порадовать своих пассажиров розыгрышем призов, используя те же самые автобусные билеты. Номер билета идентифицирует пассажира и дает ему шанс поучаствовать в лотерее с ценными призами. Сама лотерея является по сути бесплатной, так как пассажир, приобретая билет, в первую очередь оплачивает свой проезд, а не участие в лотерее. Однако при проведении такой безвозмездной для участника лотереи действуют свои правила, установленные Законом о лотереях. Суть их состоит в следующем.

Сама лотерея носит название стимулирующей. Участие в ней не связано с внесением платы участниками, а призовой фонд формируется за счет средств организатора (Закон о лотереях). Для всех организаторов стимулирующих лотерей предусмотрен уведомительный порядок, который не требует получения разрешения на проведение такой лотереи. Перевозчику достаточно поставить в известность об этом уполномоченный орган, приложив к уведомлению документы, указанные в п. 2 ст. 7 Закона о лотереях. Если все документы в порядке и у компании нет задолженности по налогам и сборам, то уполномоченный орган не вправе запретить предприятию проведение стимулирующей лотереи. При этом уведомление о ее проведении (с приложением документов) должно быть направлено ее организатором в соответствующий уполномоченный орган не менее чем за 20 дней до дня проведения лотереи (п. 3 ст. 7 Закона о лотереях). Согласовав розыгрыш призов, пассажирский перевозчик может проводить его в форме стимулирующей лотереи на законных основаниях. Затем он обязан представлять в контролирующий орган (налоговую инспекцию) отчетность по лотерее.

Никто не мешает перевозчику привлечь для проведения стимулирующей лотереи профессионалов - рекламные агентства. Они выполнят весь комплекс уведомительных процедур и, возможно, возьмут на себя налоговые обязательства по отдельным налогам. Но в этом случае следует сопоставить экономию на налогах с расходами на услуги посредника. Если последние окажутся выше по цене, чем налоговая минимизация, целесообразно провести розыгрыш самостоятельно, руководствуясь изложенными выше советами.

К сведению. Проведение лотереи без получения в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления влечет наложение административного штрафа по ч. 1 ст. 14.27 КоАП РФ.

Традиционно с момента приобретения и до выбытия призов их стоимость в том или ином порядке участвует в расчете налога на прибыль и НДС. Речь идет об организациях, не пользующихся преимуществами специальных налоговых режимов и уплачивающих указанные налоги. Вдобавок к этому при расчетах с пассажирами перевозчик может выступать в роли налогового агента, удерживая и перечисляя за них налог.

НДФЛ. Проводимую стимулирующую лотерею можно считать одной из форм рекламных акций, то есть мероприятием, проводимым в целях рекламы оказываемых услуг. Перевозчик, выплативший доход (пусть и в натуральной форме) физическим лицам, является налоговым агентом. На него возлагаются обязанности по исчислению и удержанию у налогоплательщика исчисленной суммы НДФЛ, за исключением выплаты необлагаемых доходов. Не подлежат обложению НДФЛ доходы, не превышающие 4000 руб., полученные налогоплательщиком за налоговый период в виде любых выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг). То есть организатор стимулирующей лотереи, вручая подарки в пределах этой суммы, не обязан исполнять обязанности налогового агента. Более дорогие призы и подарки обязывают как минимум сообщить в налоговую о выплате в натуральной форме доходов физлицам и невозможности удержать исчисленную сумму налога. В этом случае обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на самих "счастливчиков", которые должны представить в инспекцию по месту учета налоговую декларацию (пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ, Письмо ФНС России от 16.07.2009 N 3-5-04/1040@). Очевидно, что налогоплательщиком декларируется стоимость приза, превышающая 4000 руб. (Письмо Минфина России от 14.04.2009 N 03-04-05-01/181).

Кстати, перевозчик может себя дополнительно прорекламировать, точнее, объективность проведенной им лотереи, обратившись к ее победителям с просьбой. После получения призов с ними заключается договор на проведение фотосессии, съемки, интервью за денежное вознаграждение. В этом случае организация, являясь налоговым агентом, может удержать с победителя НДФЛ по доходу в виде приза за счет суммы выплачиваемого по договору вознаграждения.

Есть другое мнение по поводу распределения обязанностей по уплате НДФЛ. Согласно ст. 228 НК РФ физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), уплачивают налог самостоятельно, исходя из сумм таких выигрышей (Письмо Минфина России от 10.09.2010 N 03-04-06/9-210). В разъяснении не сказано, о какой лотерее идет речь. Стимулирующая лотерея не основана на риске, так как игроки не формируют ее призовой фонд, а значит, налог с выигрыша, полученного в такой лотерее, рассчитают не игроки, а ее организаторы - налоговые агенты.

Налог на прибыль. Непосредственно от выбытия призов и подарков перевозчик не планирует получить доходы, поэтому налоговые обязательства по налогу на прибыль просто не возникают. Другой вопрос, можно ли учесть расходы на приобретение главного приза в уменьшение налогооблагаемых доходов. Если обратиться к п. 16 ст. 270 НК РФ, то стоимость безвозмездно переданного имущества следует исключить из уменьшающих налоговую базу расходов. Данная норма вполне применима к разыгрываемому призу, но не стоит спешить, в этой ситуации исключая расходы на приобретение призов и подарков из расчета налогооблагаемой прибыли.

Затраты, связанные с проведением стимулирующей лотереи, организованной с целью привлечения внимания к объекту рекламирования и адресованной неопределенному кругу лиц, для целей исчисления налога на прибыль рассматриваются как нормируемые рекламные расходы (п. 4 ст. 264 НК РФ). Моментом признания расходов в виде стоимости приза налоговики могут посчитать дату составления протокола утверждения победителя лотереи (до момента передачи приза). Хотя логичнее включать стоимость призов в состав расходов при выдаче приза победителям (согласитесь, выигрыш может остаться невостребованным).

НДС. В целях исчисления НДС любая безвозмездная передача признается реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). По общему правилу она обязывает бывшего владельца имущества начислить налог с его рыночной стоимости (п. 2 ст. 154 НК РФ). Причем торопиться опять-таки не стоит: по традиционному пути пойти несложно, но выгодно ли это налогоплательщику?

С одной стороны, если организация начислит налог при передаче разыгранного приза победителю, она может не включать ранее предъявленный налог в стоимость приза, а поставить его к вычету. Если рыночная стоимость окажется сопоставимой с покупной, то налоговые обязательства перед бюджетом будут минимальны.

С другой стороны, вспомним о п. 7 ст. 171 НК РФ: если согласно гл. 25 НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам. Иными словами, если стоимость разыгрываемого приза не укладывается в "рекламный" норматив, то налогоплательщик останется без части налогового вычета по НДС, сумма налога к уплате окажется выше суммы НДС к возмещению.

Те, кого такая ситуация не устраивает, могут рассмотреть альтернативный вариант - розыгрыш главного приза без налога к начислению и, соответственно, налога к возмещению. Обратимся к ст. 149 НК РФ, в которой поименованы операции, не подлежащие обложению НДС. Одна из них - проведение лотереи (пп. 8, 8.1 п. 3 ст. 149). В Налоговом кодексе не сказано, проведение какой лотереи освобождается от налогообложения, - главное, чтобы та проводилась с разрешения уполномоченного органа исполнительной власти. Он выдает разрешение на проведение традиционной лотереи, в которой призовой фонд формируется за счет участников. Для проведения стимулирующей лотереи разрешения уполномоченного органа не требуется, достаточно лишь уведомить его. Уполномоченный орган вправе со дня получения уведомления запретить проведение стимулирующей лотереи, то есть фактически можно сказать, что такая лотерея тоже проводится с разрешения уполномоченного органа. Если читатель согласен с этим подходом, при проведении лотереи ему не нужно начислять НДС со стоимости разыгранных между пассажирами призов, главное - не забыть включить "входной" налог в их стоимость.

 

Реклама грузоперевозчиков

 

Грузовые перевозчики в отличие от коллег используют транспортные средства чаще не для рекламы, а для доведения информации о себе и своем бизнесе. Компании, занимающиеся перевозкой грузов, размещают рекламу либо в традиционных СМИ, либо в Интернете, который набирает все большую популярность у рекламораспространителей. При этом широко известны два вида рекламы с использованием сетей связи: рассылки о предложениях по электронной почте и рекламные SMS-сообщения абонентам сотовых операторов связи. Правомерность этих видов рекламы можно поставить под сомнение.

Дело в том, что распространение рекламы по сетям связи регулируется ст. 18 Закона о рекламе. В ней прописан запрет на автоматическую рассылку рекламных сообщений абонентам без их согласия. Автоматическая рассылка может быть адресной и безадресной.

В первом случае рассылки по электронной почте пользователям почтовых адресов либо путем доставки SMS-сообщений абонентам отправляются с использованием специальных баз данных, в которых проводится выборка потенциальных клиентов для того или иного коммерческого предложения перевозчика. Адресность рассылки не освобождает рекламодателя от получения предварительного согласия адресата, которое может быть получено при предоставлении ему электронного почтового ящика (абонентского номера). Если согласие не получено, рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Что касается второго случая - безадресной рассылки, то большинство таких сообщений в электронной почте клиентов - не что иное, как спам, предназначенный неопределенному кругу лиц и доставленный абоненту без предварительного согласия. Реклама посредством таких сообщений нарушает ч. 2 ст. 18 Закона о рекламе, запрещающий использование сетей для распространения рекламы посредством автоматического дозванивания, автоматической рассылки. Если нарушение данного требования выявлено, организации, распространяющей рекламу таким способом, не уйти от ответственности. Достаточно обращения абонента в управление ФАС, чтобы контролирующие органы наложили штрафные санкции на нарушителя. Штрафовать за это будут рекламораспространителя, перевозчик же является рекламодателем, риск наложения штрафа на него намного меньше.

Между тем реклама в сетях недорога и достаточно эффективна, поэтому разрабатываются различные способы ее распространения в рамках закона. Один из законных способов распространения рекламы без предварительного согласия абонента - это обращение рекламодателя к владельцам популярных почтовых и других серверов (yandex.ru, mail.ru и др.). Положения ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе о предварительном согласии пользователя не распространяются на случаи обращения пользователей Интернета к сайтам по адресам их доменов, на которых владельцами (администраторами) сайтов размещена реклама. Поэтому на популярных сайтах и почтовых серверах может быть вполне законно размещена реклама в виде так называемых информационных баннеров, на которых есть либо координаты рекламируемой организации, либо ссылка на ее сайт. Описанный способ размещения рекламы в Интернете не нарушает нормы законодательства, и грузоперевозчики, предлагающие услуги перевозки и экспедиции, вполне могут обратиться к владельцам сайтов, размещающим доступную рекламу для пользователей Интернета и электронной почты.

 

* * *

 

Итак, мы описали несколько способов размещения рекламы с использованием ТС, а также рекламы самих перевозчиков. На практике способов распространения информации о компании больше, но в любом случае, кем бы ни являлся перевозчик - рекламодателем или рекламораспространителем, следует учитывать требования законодательства о рекламе, часть из которых была рассмотрена в статье.





Статьи по теме: