Главная - Статьи

Ставим контрольно-кассовую технику на учет

Выполнить положенную процедуру

Оформление ККТ проводится налоговиками в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470 и Административным регламентом … утвержденным приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н.

Подготовка

В налоговую инспекцию представляются:

  • заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152@;
  • паспорт контрольно-кассовой техники, выданный поставщиком ККТ;
  • договор с ним или с центром технического обслуживания (ЦТО), обеспечивающим производство, распространение и техническую поддержку модели контрольно-кассовой техники, включая поставку запасных частей.

Налоговики не вправе требовать какие-либо иные документы, например договоры аренды помещения, в котором будет работать кассовая техника, или свидетельства о праве собственности на такое недвижимое имущество (письма Минфина России от 11 августа 2009 г. № 03-01-15/8-406, № 03-01-15/8-407).

Передача документов

Помимо того что документы можно передать лично, они могут быть направлены:

  • по почте с уведомлением о вручении;
  • в электронной форме по информационно-телекоммуникационным сетям общего пользования, включая «Единый портал государственных и муниципальных услуг». Форма заявления содержится на сайте www.gosuslugi.ru.

На заявлении ставится подпись должностного лица и печать инспекции с указанием даты регистрации.
В случае неполного комплекта документов налоговики должны не позднее следующего дня сообщить об этом компании. Ей предоставляется возможность устранить недостатки в течение одного следующего рабочего дня. При отсутствии оснований для отказа в регистрации должен быть проведен осмотр контрольно-кассовой техники.

Осмотр техники

Налоговики проводят его совместно со специалистом поставщика или центром технического обслуживания в присутствии представителя организации.
При осмотре проверяется целостность корпуса ККТ. На нем должно быть следующее:

  • марка-пломба, которая наклеивается поставщиком или ЦТО после проверки исправности, замены, ремонта или техобслуживания;
  • знак «Сервисное обслуживание»;
  • идентификационный знак, который содержит наименование модели контрольно-кассовой техники и ее заводской номер.

При предоставлении техники для осмотра следует учитывать, что в соответствии с письмом ФНС России от 18 февраля 2013 г. № АС-4-2/2696@ положения Административного регламента в части обязательного наличия на корпусе контрольно-кассовой техники знака «Государственный реестр» не применяются.

По окончании осмотра проводится опломбирование маркой-пломбой, включение фискального режима, а также активация накопителя памяти. В ходе этой процедуры налоговики вводят пароль доступа к содержимому фискальной памяти ККТ.

После чего идет проверка наличия на кассовом чеке необходимых сведений. Для этого он отпечатывается на произвольную сумму.

Проверка реквизитов

Требования к реквизитам определены пунктом 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин… утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745 (далее – Положение). Кроме того, дополнительные требования к реквизитам, если чек выдается платежным агентом, определены частью 2 статьи 5 Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ.

Как следует из пункта 67 Административного регламента, проверка реквизитов входит в обязанность налоговиков. И налоговики в письме от 6 марта 2013 г. № АС-4-2/3777 подтвердили это для распечатанных контрольно-кассовой техникой чеков, сменных и фискальных отчетов. В соответствии с пунктом 4 Положения к числу обязательных реквизитов относятся:

  • наименование компании;
  • ее ИНН;
  • заводской номер ККТ;
  • порядковый номер чека;
  • дата и время покупки;
  • стоимость покупки;
  • признак фискального режима.

На практике чек содержит также номер ЭКЛЗ (электронной контрольной ленты защищенной) и криптографический проверочный код.

Включение в базу данных

Эта процедура проводится налоговиками не позднее пяти рабочих дней после представления организацией документов. Отсчет времени начинается с момента проставления отметки на заявлении организации. В ходе процедуры регистрации налоговиками проводятся следующие действия:

  • вносятся сведения в книгу учета контрольно-кассовой техники, которая ведется в налоговой инспекции;
  • делаются отметки в паспорте и учетном талоне ККТ;
  • эти документы подписываются и заверяются печатью налоговой инспекции;
  • заполняется карточка регистрации контрольно-кассовой техники, форма которой утверждена приказом ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152@.

В результате сведения о регистрации контрольно-кассовой техники оказываются внесенными в информационную систему налоговиков, а у организации остаются следующие подписанные и заверенные печатью инспекции документы:

  • учетный талон;
  • карточка регистрации.

Кроме того, налоговики заверяют представляемую организацией форму КМ-4 (журнал кассира-операциониста), утвержденную постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.

Обратите внимание: учетный талон, карточка регистрации и журнал кассира-операциониста передаются компании вместе с документами, прилагавшимися к заявлению.

Причины отказа

Случаи, когда компания не сможет поставить на учет контрольно-кассовую технику, перечислены в пункте 31 Административного регламента. Для отказа налоговикам достаточно наличия одного из следующих оснований:

  • подача заявления не в ту налоговую инспекцию;
  • оформление документов в неустановленном порядке и без устранения недостатков, выявленных налоговиками;
  • представление неполного комплекта документов;
  • указание недостоверных сведений в заявлении;
  • истечение нормативного срока амортизации ранее применявшейся кассовой техники, исключенной из Государственного реестра;
  • нахождение ККТ в розыске;
  • отсутствие марки-пломбы, идентификационного знака, а также средств визуального контроля;
  • предъявление для регистрации модели, не включенной в Государственный реестр или исключенной из него;
  • необеспечение доступа к контрольно-кассовой технике, в том числе той, которая находится в составе платежного терминала;
  • неявка к месту проведения осмотра.

Сообщение об отказе может быть направлено письмом с уведомлением не позднее пяти рабочих дней после представления заявления и документов.

Если не соблюдены требования

Контрольно-кассовая техника должна быть зарегистрирована, исправна, опломбирована. При этом ее память и режим эксплуатации должны быть фискальными. В противном случае она не будет соответствовать требованиям, определенным постановлением № 470. А это может повлечь за собой негативные последствия.

У организации

Как следует из части 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, применение ККТ, которая не была поставлена на учет, грозит штрафом. Его размеры составляют:

  • для организаций от 30 до 40 тыс. руб.;
  • для должностных лиц компании от 3000 до 4000 руб.

Риск привлечения к ответственности существует и для случаев выдачи чеков без обязательных реквизитов, поскольку в соответствии с письмом ФНС России от 6 марта 2013 г. № АС-4-2/3777 налоговики теперь будут более внимательно относиться к проверке кассовых чеков. Поэтому компании рекомендуется самой протестировать свою технику на предмет наличия на ней всех необходимых реквизитов и в случае необходимости обратиться в центр технического обслуживания.

У контрагента

На практике организация может столкнуться и с тем, что кассовый чек пробит на ККТ, не зарегистрированной в налоговой инспекции. Связано это с тем, что компания лишена возможности заранее проверить правоспособность контрагента и наличие постановки на учет кассовой техники. Например, направляя работника в командировку, невозможно предвидеть, в какой гостинице тот остановится (постановление ФАС Уральского округа от 2 мая 2012 г. № Ф09-2954/12). В спорных ситуациях подтвердить расходы по чекам удается в судебном порядке, но далеко не всегда. В постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 26 ноября 2012 г. № А66-17100/2011, ФАС Поволжского округа от 9 октября 2012 г. № А12-18308/2011, ФАС Северо-Западного округа от 16 июля 2012 г. № А13-2670/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 13 января 2012 г. № А01-200/2011 судьи встали на сторону организации.

Однако в других случаях они отказали ей в поддержке (постановления ФАС Уральского округа от 13 февраля 2013 г. № Ф09-14229/12, ФАС Западно-Сибирского округа от 7 февраля 2013 г. № А27-9391/2012, ФАС Поволжского округа от 15 ноября 2012 г. № А65-25287/2011).

Апрель 2013 г.





Статьи по теме: