Регулирование бухгалтерского учета и аудита
С 1 января 2013 г. вступает в силу новый Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в котором много внимания уделяется организации регулирования бухгалтерского учета, определению места каждого участника, в том числе и саморегулируемых организаций (СРО), в этом процессе.
Вопросы регулирования бухгалтерского учета (отчетности) и аудиторской деятельности нашли отражение и в Федеральном законе от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Проанализируем положения этих Законов.
Сегодня функции регулятора бухгалтерского учета и аудита выполняет Минфин. Регулирование бухгалтерского учета могут осуществлять также Банк России и саморегулируемые организации, а аудиторской деятельности - СРО аудиторов.
К ведению органов государственной власти отнесены следующие функции:
- выработка государственной политики в области бухучета, отчетности и аудиторской деятельности;
- совершенствование правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
- установление процедуры одобрения МСФО и введение международных стандартов на территории РФ;
- организация разработки и утверждение российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухучета, отчетности и аудиторской деятельности;
- государственный контроль соблюдения законодательства в области бухучета, отчетности и аудиторской деятельности;
- мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухучета и отчетности;
- взаимодействие с межгосударственными и межправительственными организациями в области бухучета, отчетности и аудиторской деятельности.
К ведению профессионального сообщества Минфин относит следующие функции:
- представление и защиту интересов профессионального сообщества;
- подготовку предложений по совершенствованию правовых основ бухучета, отчетности и аудиторской деятельности;
- участие в разработке проектов российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности, а также подготовку разъяснений к ним;
- проведение профессиональной общественной экспертизы МСФО;
- разработку и распространение методических рекомендаций и информационных материалов (в том числе отраслевого характера) в области бухучета, отчетности и аудиторской деятельности;
- обобщение и распространение передового опыта ведения бухучета и подготовки бухгалтерской отчетности;
- мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухучета и отчетности;
- взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.
На СРО аудиторов возложены функции по ведению реестра аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, повышению квалификации аудиторов и контролю за соблюдением аудиторами требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, контролю за качеством работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, соблюдением норм законодательства РФ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов.
К функциям государственного регулирования аудиторской деятельности отнесены выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности, нормативно-правовое регулирование, ведение государственного реестра СРО аудиторов, анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ.
Функции субъектов регулирования бухгалтерского учета (отчетности) и аудиторской деятельности
|
Закон "О бухгалтерском |
Закон "Об аудиторской |
Функции |
1. Утверждение программы |
1. Выработка |
Функции субъектов |
1. Разработка проектов |
К функциям СРО аудиторов |
Модель саморегулирования, реализованная в аудите скорее всего будет спроецирована и на бухгалтерскую деятельность.
Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:
- план счетов бухучета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухучета для кредитных организаций и порядка его применения;
- упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и т.д.
Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности (п. 5 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).
Рекомендации в области бухучета применяются на добровольной основе и не должны препятствовать осуществлению организацией ее деятельности.
Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения бухучета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются организацией самостоятельно.
Для признания стандартов необходимо включение в процесс их принятия профессионального сообщества, которое разрабатывает проекты национальных стандартов и (или) проводит их профессиональную общественную экспертизу.
Органы государственной власти организуют разработку национальных стандартов, и утверждают (одобряют) их, обеспечивают юридическое оформление, регистрацию и ведение реестра таких стандартов.
Документы в области регулирования бухгалтерского учета (отчетности) и аудиторской деятельности
|
Закон "О бухгалтерском |
Закон "Об аудиторской |
Документы в |
1. Федеральные стандарты. |
1. Федеральные стандарты |
Разработка и |
1. Разработчиком может |
1. Рабочий орган Совета по |
В последние годы наблюдается резкое повышение престижности профессии бухгалтера. Это прямое следствие изменения содержания работы бухгалтерской службы и роли бухгалтера на предприятиях, в учреждениях и организациях.
В новом Законе "О бухгалтерском учете" прописаны критерии, которым должен соответствовать главный бухгалтер.
Активное участие бухгалтера в процессе обоснования и выбора управленческих решений переводит его из ряда служащих в состав управленческого персонала, превращает в менеджера, который не просто фиксирует результаты работы, а проводит их оценку и осмысливание, что обеспечивает финансовое и экономическое благополучие предприятия.
В связи с этим первоочередной задачей Ассоциации профессиональных бухгалтеров "Содружество" является подготовка высококвалифицированных бухгалтеров для различных субъектов хозяйствования.
Требования к специалистам, занятым составлением и аудитом бухгалтерской отчетности
|
Закон "О бухгалтерском |
Закон "Об аудиторской |
Требования к |
Требования к главному |
Требования к аудитору: |
Приказом Минфина России от 30.11.2011 N 440 утвержден План по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности на 2012 - 2015 годы.
В частности, Планом предусмотрена разработка предложений:
- по развитию саморегулирования в сфере оказания бухгалтерских услуг (2012 - 2013 гг.);
- по подготовке и повышению квалификации специалистов, занятых составлением, аудитом, использованием, контролем бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО (2013 - 2014 гг.);
- по внесению изменений в единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (в части должностей, связанных с бухучетом и аудитом), направленных на отражение требований в отношении применения МСФО (2013 г.);
- по развитию системы профессиональной аттестации бухгалтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров (2014 г.);
- по введению системы ежегодного повышения квалификации специалистов в области бухучета на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров (2014 г.).
Исходя из изложенного, организации до 1 января 2013 г. должны успеть пересмотреть некоторые положения своей учетной политики, принять решения относительно применяемых форм первичной учетной документации, построения регистров бухгалтерского учета, использования электронных технологий, построения системы внутреннего контроля, представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности, а также полномочий отдельных должностных лиц. Большую помощь в этом могут оказать профессиональные ассоциации бухгалтеров.
Октябрь 2012 г.