Главная - Статьи

Регистрация ККТ: новые правила

 

Применение контрольно-кассовой техники (ККТ) - одно из главных условий, необходимых для осуществления наличных расчетов при продаже товаров, работ, услуг большинством индивидуальных предпринимателей и организаций. Однако перед ее использованием в предпринимательской деятельности организация (индивидуальный предприниматель) должна выполнить ряд обязательных процедур.
Требования к этим процедурам устанавливаются Минфином России и ФНС России.
В настоящее время процесс регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ регулируется Административным регламентом по регистрации ККТ (Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 10.03.2009 N 19н)) (далее - Регламент).

В данной статье говорится о нормативном регулировании использования ККТ, некоторых тонкостях процедуры регистрации ККТ, а также новациях, предложенных ФНС России в проекте нового административного регламента регистрации ККТ.

 

Нормативное регулирование ККТ

 

Обязанность использовать в предпринимательской деятельности ККТ установлена ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
При этом исключения составляют:
- компании и предприниматели, оказывающие услуги физическим лицам в случае, если при расчетах они выдают документ, оформленный на бланке строгой отчетности;
- плательщики единого налога на вмененный доход при условии, что по требованию покупателя они выдают документ, подтверждающий прием денежных средств за товар (работу, услугу).
Прежде всего необходимо правильно выбрать модель контрольно-кассовой техники.
Модели ККТ, возможные к применению, содержатся в Государственном реестре контрольно-кассовой техники, Правила ведения которого, а также требования к его структуре и составу сведений утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.01.2007 N 39.
Полномочия по контролю за соблюдением требований к ККТ, порядком и условиями ее регистрации и применения возложены на налоговые органы (пп. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506). Поэтому перед использованием ККТ в обязательном порядке регистрируется в налоговом органе по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика (ст. 4 Федерального закона N 54-ФЗ).
Порядок регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ устанавливается Правительством РФ (Постановление от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями"), а также Регламентом.
Отметим, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" срок полезного использования ККТ установлен в пределах 5 - 7 лет.

 

Регистрация контрольно-кассовой техники

 

Для регистрации ККТ в налоговый орган по месту учета необходимо подать заявление о регистрации ККТ, паспорт ККТ, а также договор о технической поддержке, заключенный пользователем с поставщиком или с центром технического обслуживания ККТ (далее - ЦТО).
Форма заявления о регистрации ККТ утверждена Приказом ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@.
Отметим, что перечень документов, представляемых в налоговый орган для регистрации ККТ, является исчерпывающим. Однако на практике налоговые органы запрашивают и другие документы, например договоры аренды (субаренды) помещения, свидетельство на право собственности и т.п. Данные требования являются незаконными (см. Письма Минфина России от 11.08.2009 N 03-1-15/8-406, УФНС России по г. Москве от 22.04.2011 N 17-26/039587).
Однако налоговые органы могут проверить фактическое место нахождения ККТ после ее регистрации (ст. 7 Федерального закона N 54-ФЗ). За несоответствие заявленного места установки ККТ месту фактического осуществления деятельности привлекают к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Письмо УФНС России по г. Москве от 02.03.2011 N 17-26/019349@).
Паспорт ККТ - это документ, выдаваемый поставщиком ККТ и содержащий сведения о ней. Необходимым дополнением к паспорту ККТ, представляемому при регистрации, может быть учетный талон ККТ (Письмо Минфина России от 24.12.2008 N 03-01-15/12-395).
Техническую поддержку ККТ осуществляют ЦТО. Порядок регистрации организаций в качестве ЦТО подробно описан в Письме Минэкономразвития России от 16.03.2011 N Д05-731.
Так, условия регистрации и деятельности ЦТО установлены Положением о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации (утв. Решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам; Протокол от 06.03.1995 N 2/18-95).
Поданные документы в течение 5 рабочих дней со дня представления рассматриваются налоговым органом. Если документы представлены не в полном объеме, 5-дневный срок начинает исчисляться с даты представления дополнительных материалов (п. 18 Регламента).
Пункт 22 Регламента содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым налогоплательщику могут отказать в регистрации (перерегистрации) ККТ:
- представлен неполный или неправильно оформленный комплект документов, и эти нарушения пользователем не устранены;
- предъявлена для регистрации модель ККТ, не включенная в Государственный реестр или исключенная из него;
- истек нормативный срок амортизации ранее применявшейся ККТ, исключенной из Государственного реестра ККТ;
- ККТ находится в розыске;
- ККТ неисправна или отсутствуют марки-пломбы идентификационного знака, а также средства визуального контроля (знаки "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание");
- нет договора с ЦТО;
- при перерегистрации ККТ представлены чеки, контрольные ленты и фискальные отчеты, не соответствующие техническим требованиям к ККТ или отпечатанные в нефискальном режиме.
Отказ должен быть оформлен в письменном виде и направлен с уведомлением о вручении в течение 5 рабочих дней с даты представления заявления о регистрации вместе со всеми документами.
После процедуры рассмотрения документов налоговый орган по телефону согласовывает с пользователем место и время проведения осмотра ККТ, включения фискального режима функционирования ККТ, обеспечивающего регистрацию фискальных данных в памяти (фискализацию кассы) и регистрирует ККТ.
Процедура осмотра может быть проведена как в налоговой инспекции, так и по месту установки ККТ (п. п. 20 и 39 Регламента).
В ходе осмотра ККТ контролер должен убедиться в исправности ККТ, проверить целостность корпуса и наличие знаков "Государственный реестр", "Сервисное обслуживание" и идентификационного знака, который содержит наименование модели кассового аппарата и его заводской номер (п. 39 Регламента).
При фискализации кассы вводится пароль доступа к фискальной памяти, проверяется работа всех счетчиков и наличие необходимых реквизитов на кассовом чеке, отпечатывается чек на сумму 1 руб. 11 коп. и снимается первый Z-отчет (п. 41 Регламента).
Перечень и формат информации, вводимой в фискальную память ККТ, утверждены Приказами ФНС России от 08.08.2008 N ММ-3-2/351@ и от 19.06.2009 N ММ-7-2/328@.
Так, в фискальную память ККТ должны быть внесены: наименование организации (индивидуального предпринимателя), ИНН, заводской и регистрационный номера ККТ, показания контрольных счетчиков при регистрации и перерегистрации ККТ, дата фискализации.
Одновременно с регистрацией пользователю ККТ выдается карточка регистрации ККТ за подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, а также возвращаются документы, которые были приложены к заявлению о регистрации ККТ (п. 44 Регламента).
Карточка регистрации ККТ хранится у пользователя по месту ее установки вместе с журналом кассира-операциониста и журналом учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (п. 45 Регламента). Срок хранения - весь период эксплуатации ККТ. В последующем она может понадобиться для перерегистрации аппарата или снятия его с учета.
Карточка предъявляется по требованию налоговых органов в ходе проведения ими мероприятий контроля за соблюдением требований по использованию ККТ.

 

Перерегистрация и снятие с учета контрольно-кассовой техники

 

Перерегистрация и снятие с учета ККТ в налоговом органе проводится также на основании заявления владельца, составленного в произвольной форме, в течение 5 рабочих дней со дня получения документа (п. п. 16, 28 Регламента).
Порядок перерегистрации ККТ изложен в Письме УФНС России по г. Москве от 22.04.2011 N 17-15/039641.
В заявлении о перерегистрации указываются причины перерегистрации ККТ с приложением подтверждающих документов. Также к заявлению прикладываются паспорт ККТ, подлежащей перерегистрации; карточка регистрации ККТ.
После получения заявления о перерегистрации и соответствующих документов налоговый орган должен:
- отпечатать фискальный отчет за весь период эксплуатации ККТ;
- перефискализировать ККТ (в связи с изменением реквизитов), сделать отметку о перерегистрации в паспорте ККТ и заверить ее печатью;
- внести изменение в книгу учета ККТ;
- заменить регистрационную карточку, приведя ее содержание в соответствие с новыми реквизитами;
- внести изменения в журнал кассира-операциониста.
Процедура снятия с учета ККТ в целом аналогична порядку постановки ее на учет. Отличие состоит лишь в том, что при снятии ККТ с учета вместе с заявлением необходимо представить карточку регистрации ККТ. Контролерами также снимается фискальный отчет за последние 3 года работы ККТ и краткий фискальный отчет за весь период его службы (п. 49 Регламента). Затем составляется акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков.

 

Содержание кассового чека

 

Информация на кассовом чеке о денежных расчетах, проведенных на ККТ, имеет существенное значение для правильного исчисления налогов организацией, а также нужна для полного документального подтверждения расходов.
Обязательное содержание кассового чека подробно описано в Письме УФНС России по г. Москве от 26.04.2011 N 17-15/041152.
Так, на выдаваемом покупателям (клиентам) кассовом чеке должны отражаться следующие реквизиты:
- наименование организации;
- идентификационный номер организации-налогоплательщика;
- заводской номер ККТ;
- порядковый номер чека;
- дата и время покупки (оказания услуги);
- стоимость покупки (услуги);
- признак фискального режима.
На чеке, выданном покупателям, могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к ККТ.

 

Новации, предложенные ФНС России

 

На официальном сайте ФНС России 15 марта 2011 г. был опубликован последний вариант проекта административного регламента предоставления ФНС России государственной услуги по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - Проект регламента).
В Проекте регламента существенных изменений в процедуре регистрации контрольно-кассовой техники ФНС России не предлагает.
Вместе с тем нельзя не отметить несколько положительных моментов для налогоплательщиков, применяющих ККТ.
Во-первых, неполные или неправильно оформленные комплекты документов для регистрации ККТ должны приниматься налоговыми органами. Однако 5-дневный срок, отведенный на оказание государственной услуги, будет исчисляться с даты представления полного и правильно оформленного комплекта документов (п. п. 8, 18 Проекта регламента).
Во-вторых, при наличии у налогоплательщика нескольких обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, ККТ регистрируется в территориальном налоговом органе по месту нахождения одного из обособленных подразделений при наличии сообщения организации о создании обособленного подразделения территориальным налоговым органам по месту нахождения своих подразделений.
При наличии же нескольких обособленных подразделений у организаций в Москве и Санкт-Петербурге, расположенных на территориях разных инспекций, поставить ККТ на учет будет можно по местонахождению любого из подразделений (п. 12 Проекта регламента).
В-третьих, устанавливается четкий график работы отделов инспекции, осуществляющих регистрацию ККТ (п. 24 Проекта регламента). В действующем Административном регламенте данный график отсутствует.
Таким образом, ФНС России предлагает упростить процедуру регистрации ККТ для ряда организаций с разветвленной сетью подразделений в одном городе (муниципальном образовании), а также предоставляет возможность невнимательным налогоплательщикам на месте исправить нарушения и недостатки в документах, не дожидаясь официального отказа.





Статьи по теме: