Переход на онлайн кассы и регистрация ККТ
С 1 февраля 2017 года зарегистрировать в налоговых органах можно только ККТ нового образца, которые предусматривают возможность передачи данных в инспекцию в режиме онлайн. В каком порядке регистрируются "инновационные" кассы? Как снимать с учета "старые" кассы? Кому придется досрочно перейти на онлайн-ККТ? И это далеко не все вопросы, связанные с совершенствованием "кассового" законодательства.
- Применение ККТ при продаже алкоголя вмененщиками
- Продажа алкоголя при оказании услуг общественного питания
- Регистрировать или перерегистрировать ККТ с ЭКЛЗ больше нельзя
- Порядок снятия с учета старых ККТ
- Снятие касс с учета налоговой инспекцией
- Применение старых касс для печати документа, подтверждающего оплату
- Зарегистрировать в налоговой можно только онлайн кассу
- Порядок регистрации онлайн-ККТ
- Применение КТТ при расчетах по договору займа
- Применение касс в отдаленных от сетей связи местностях
- Продажа товаров в розницу при оплате по безналу
Применение ККТ при продаже алкоголя вмененщиками
Согласно пункту 7 статьи 7 Закона от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, а также компании и ИП, работающие на ЕНВД при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса, могут продолжать вести наличные расчеты без применения ККТ вплоть до 1 июля 2018 года. Условие одно: по требованию покупателя необходимо выдавать ему документ (товарный чек, квитанцию или другой документ), подтверждающий прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу). В то же время необходимо отметить, что при розничной продаже алкоголя плательщики ЕНВД обязаны применять контрольно-кассовую технику в общем порядке. Более того, с 31 марта 2017 года обязанность применять ККТ установлена и для случаев продажи пива, сидра, пуаре и медовухи (п. 6 и 10 ст. 16 Закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ (в ред. Закона от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ, действующей с 31 марта 2017 г.)). На это, в частности, обратил внимание Минфин в письме от 11 января 2017 г. N 03-01-15/215.
Таким образом, с 31 марта 2017 года плательщики ЕНВД обязаны применять ККТ при продаже любого алкоголя, в том числе пива и пивных напитков, а также пуаре, медовухи и сидра.
Продажа алкоголя при оказании услуг общественного питания
Да. Согласно абзацу 9 пункта 10 статьи 16 Закона N 171-ФЗ (в ред. Закона от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники. Данная норма не подразумевает каких-либо исключений, таких как использование специальных налоговых режимов, осуществление указанной деятельности в каких-либо удаленных и труднодоступных местах и т.д. Ну а поскольку Закон N 171-ФЗ является специальным по отношению к Закону от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ, при решении вопроса об использовании ККТ в случае продажи алкогольной продукции должны применяться нормы именно этого "алкогольного" Закона. Так что с 31 марта 2017 года применение контрольно-кассовой техники при розничной продаже алкогольной продукции, в том числе в сфере общественного питания, становится обязательным. С этого момента утрачивают силу предусмотренные статьей 2 Закона N 54-ФЗ и частями 7, 8, 9 статьи 7 Закона от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ преференции в виде освобождения - при определенных условиях - от применения ККТ.
Обратите внимание! До 1 января 2017 г. перечень работ и услуг населению определялся в соответствии с ОК 002-93 - Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта от 28 июня 1993 г. N 163. В связи с отменой ОКУН с 1 января 2017 г. перечень работ и услуг населению определяется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденными Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст (см. также письмо ФНС от 10 февраля 2017 г. N 03-01-15/7511).
Регистрировать или перерегистрировать ККТ с ЭКЛЗ больше нельзя
Нет, регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу оператору фискальных данных каждого кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме, содержащих фискальный признак, с 1 февраля 2017 года не допускаются (п. 6 ст. 7 Закона от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ). Исключением является случай, указанный в пункте 7 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ. Данной нормой установлено, что в отдаленных от сетей связи местностях, поименованных в специальном перечне, утвержденном региональными властями, пользователи могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.
Таким образом, в общем случае с 1 февраля 2017 года зарегистрировать или перерегистрировать ККТ с ЭКЛЗ, как было до сих пор, больше нельзя. Теперь на учет можно поставить только те кассовые аппараты, которые обеспечивают возможность онлайн-передачи данных в налоговые органы через операторов фискальных данных.
Порядок снятия с учета старых ККТ
Контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в налоговых органах до 1 февраля 2017 года, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета в порядке, установленном Законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ). То есть кассовые аппараты, зарегистрированные в налоговых органах до 1 февраля 2017 года, снимаются с учета по старым правилам.
Так, в соответствии с пунктом 16 Положения, утв. Постановлением Правительства от 23 июля 2007 г. N 470 (далее - Положение), налоговики должны снять ККТ с учета в течение пяти рабочих дней с даты представления в инспекцию соответствующего заявления. К этому заявлению также должны быть приложены паспорт ККТ и карточка регистрации. Аналогичный срок закреплен и в пункте 23 Регламента, утвержденного Приказом Минфина от 29 июня 2012 г. N 94н.
Далее в присутствии налогового инспектора специалист ЦТО должен составить акт по форме КМ-2 - о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков (п. 82 Регламента). После этого (не позднее чем на следующий день) налоговый инспектор вносит сведения о снятии с учета ККТ в информационную систему. Также он должен сделать соответствующие отметки в книге учета, паспорте ККТ (в нем же указывается пароль доступа к фискальной памяти аппарата), в учетном талоне и карточке регистрации. Эти отметки должны быть заверены печатью налогового органа. Карточка регистрации остается в территориальном налоговом органе и хранится в течение 5 лет после снятия ее с регистрации. Остальные документы выдаются пользователю ККТ.
Снятие касс с учета налоговой инспекцией
Случаи, когда территориальный налоговый орган самостоятельно снимает с учета ККТ, поименованы в пункте 85 Регламента, утвержденного Приказом Минфина от 29 июня 2012 г. N 94н. Таких случаев всего два:
- истечение нормативного срока амортизации модели контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра контрольно-кассовой техники. При этом территориальный налоговый орган письменно уведомляет заявителя о снятии с регистрации ККТ не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации;
- исключение сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ или сведений об индивидуальном предпринимателе из ЕГРИП.
Также отметим, что в связи с тем, что с 1 июля 2017 года использование "старых" касс не допускается, налоговики после указанной даты сами в одностороннем порядке, то есть без заявления пользователя, снимут "старые" кассы с учета. Об этом представители ФНС сообщили в письме от 30 декабря 2016 г. N ЕД-4-20/25616.
Применение старых касс для печати документа, подтверждающего оплату
Да, "старую" ККТ, которая снята с учета, "вмененщики" могут использовать как своего рода печатающее устройство документов, которые по требованию покупателя должны быть ему переданы с целью подтверждения полученной от него платы за товар. Это подтвердили и представители ФНС в письме от 1 декабря 2016 г. N ЕД-4-20/22910@. В то же время чиновники отметили, что указанный документ должен в обязательном порядке содержать установленные пунктом 2.1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ следующие реквизиты:
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование для организации (фамилию, имя, отчество - для ИП);
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (ИП), выдавшей (выдавшему) документ;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Зарегистрировать в налоговой можно только онлайн кассу
Согласно пункту 1 статьи 57 Гражданского кодекса присоединение является случаем реорганизации юрлица. При этом в случае реорганизации, а также во всех иных случаях, когда ККТ выбывает из обращения в данной организации, контрольно-кассовая техника подлежит снятию с регистрации в налоговом органе. Поскольку речь идет о "старой" ККТ, то и снимать ее с учета нужно по "старым" правилам (см., напр., письмо ФНС от 1 декабря 2016 г. N ЕД-4-20/22910@). То есть для снятия с регистрации ККТ, применяемой присоединенным юрлицом, организация представляет в налоговую инспекцию, в которой зарегистрирована данная ККТ, следующие документы:
- заявление о снятии с регистрации ККТ;
- паспорт ККТ, которая подлежит снятию с регистрации;
- карточку регистрации контрольно-кассовой техники.
Соответственно, у организации возникает обязанность по регистрации уже на себя "присоединенной" ККТ. Однако с 1 февраля 2017 года зарегистрировать в налоговых органах можно только онлайн-кассу (см. письмо Минфина от 1 сентября 2016 г. N 03-01-12/ВН-38831), то есть регистрация "старых" ККТ после 1 февраля 2017 года не допускается. Соответственно, отказ налогового органа в регистрации кассового аппарата в рассматриваемой ситуации является правомерным.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации компании придется регистрировать в налоговой инспекции только ККТ нового образца, то есть с функцией передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.
Порядок регистрации онлайн-ККТ
В первую очередь нужно приобрести ККТ, которая отвечает новым требованиям законодательства. Перечень соответствующих моделей можно найти на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Также необходимо заключить договор с оператором фискальных данных, который, собственно, и будет осуществлять передачу фискальных данных в налоговые органы в электронной форме (см. письмо от 2 февраля 2017 г. N ЕД-4-20/1848@).
Далее требуется подать заявление о регистрации ККТ в любой территориальный налоговый орган или через кабинет контрольно-кассовой техники. Датой подачи заявления в электронной форме считается дата его размещения в кабинете ККТ.
В заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники должны быть указаны следующие сведения (п. 2 ст. 4.2 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ):
- полное наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при его наличии) ИП-пользователя;
- идентификационный номер налогоплательщика-пользователя;
- адрес (при расчете в сети Интернет - адрес (адреса) сайта пользователя) и место установки (применения) ККТ;
- наименование модели ККТ;
- заводской номер экземпляра модели ККТ;
- наименование модели фискального накопителя;
- заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
- номер автоматического устройства для расчетов (в случае применения ККТ в составе автоматического устройства для расчетов);
- сведения о применении регистрируемой ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (в случае применения такого режима);
- сведения о применении регистрируемой ККТ только при оказании услуг (при регистрации автоматизированной системы для БСО);
- сведения о применении регистрируемой ККТ только при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети Интернет (если предполагается, что касса будет использована только для таких расчетов);
- сведения о применении ККТ при осуществлении деятельности банковского платежного агента (субагента) и (или) платежного агента (субагента), при приеме ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр (если касса будет использоваться в этой деятельности).
Отметим, что электронное заявление можно подать через личный кабинет ККТ или же через сайт оператора фискальных данных.
Далее в фискальный накопитель ККТ нужно внести сведения, перечень которых приведен в пункте 3 статьи 4.2 Закона N 54-ФЗ (регистрационный номер ККТ, полученный из налогового органа, наименование организации и т.д.). Сформируйте отчет о регистрации и передайте его в налоговый орган. Проще всего это опять же сделать через личный кабинет ККТ. Со дня отправки отчета пройдет не более пяти дней, как в личном кабинете ККТ налоговым органом будет размещена карточка о регистрации ККТ.
Применение КТТ при расчетах по договору займа
Нет, при осуществлении расчетов по договорам займа после 1 февраля 2017 года кассовую технику применять не нужно. Не требовалось пробивать чеки в подобных ситуациях и до указанной даты.
Порядок применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа регламентирован Законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ. Данным Законом определено, что под расчетами понимаются прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, при приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.
В то же время отношения, возникающие между заимодавцем и заемщиком при совершении сделок, регулируются гражданским законодательством. И заемные правоотношения рассматриваются не как оказание услуг, а как пользование имуществом, в данном случае деньгами. Этот факт констатировал Минфин в письме от 10 мая 2011 г. N 03-01-15/3-51. И представители ФНС в письме от 20 декабря 2016 г. N ЕД-4-20/24495 также были вынуждены констатировать, что расчеты по договорам займа не требуют применения контрольно-кассовой техники.
Применение касс в отдаленных от сетей связи местностях
Уже с 1 февраля 2017 года не допускается регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу оператору фискальных данных (ОФД) каждого кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме, содержащих фискальный признак. Исключение составляет случай, указанный в пункте 7 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (в ред. Закона от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ). Речь идет как раз о компаниях, которые расположены и ведут деятельность в отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, определенными Минкомсвязи. Причем данные местности должны быть поименованы в специальных перечнях, утвержденных региональными властями.
С критерием "отдаленности" Минкомсязи определилось: численность населения в этих местностях не должна превышать 10 000 человек (п. 1 Приказа Минкомсвязи от 5 декабря 2016 г. N 616). На основании этого критерия региональные органы исполнительной власти утверждают перечни территорий, где пользователи смогут применять контрольно-кассовую технику в автономном режиме - без обязательного заключения договора с ОФД и передачи онлайн данных в налоговую.
Также необходимо отметить, что модели ККТ, которые могут применяться с 1 февраля 2017 г., включены в реестр контрольно-кассовой техники, размещенный на официальном сайте ФНС. С 1 февраля 2017 года кассы, которые не поименованы в данном перечне, зарегистрировать уже не получится. А с 1 июля 2017 года использование "старых" касс и вовсе запрещено. Причем налоговики сами в одностороннем порядке, то есть без заявления пользователя, снимут "старые" кассы с учета (см. письмо ФНС от 30 декабря 2016 г. N ЕД-4-20/25616). При этом при предоставлении после 1 февраля 2017 г. заявления о регистрации ККТ, содержащего сведения о применении регистрируемого кассового аппарата в автономном режиме, то есть без передачи в режиме онлайн фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, налоговики сверят сведения, указанные в этом заявлении, с перечнем местностей, удаленных от сетей связи, утвержденным органом госвласти соответствующего субъекта РФ. И если окажется, что адрес места установки (применения) ККТ, указанный в заявлении, отсутствует в упомянутом перечне, то в регистрации такой ККТ будет отказано (см. письмо ФНС от 27 января 2017 г. N ЕД-4-20/1435).
Таким образом, контрольно-кассовая техника, применяемая пользователями ККТ, в том числе в автономном режиме, должна соответствовать новым требованиям. То есть в любом случае она должна обеспечивать запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях. Эти данные будут передаваться в налоговые органы при перерегистрации ККТ в связи с заменой фискального накопителя или при снятии с регистрационного учета "автономной" кассы.
Продажа товаров в розницу при оплате по безналу
Нет, при таких продажах применять кассовый аппарат не нужно. Это прямо следует из положений пункта 9 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (в ред. Закона от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ). Данной нормой установлено, что контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.
Март 2017 г.