Главная - Статьи

Проверки применения ККТ: штрафы за каждый факт неприменения кассового аппарата

 

Многие из нас, покупая какую-нибудь мелочь (например, бутылку минералки, шоколадку, пачку сигарет), не дожидаются выдачи чека. Зная об этом, нерадивые продавцы нередко "забывают" пробить такую покупку. Ведь подобная "забывчивость" под конец дня может неплохо пополнить их карман.
Попав в ходе проверки применения ККТ на такого продавца, некоторые налоговики используют следующий прием (Пункт 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ; ч. 2 ст. 14.5, ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ). С разницей в несколько минут они приобретают пару каких-нибудь копеечных товаров. Не получив кассового чека ни за один, ни за другой товар, штрафуют организацию или предпринимателя дважды за каждый факт неприменения ККТ.

Для справки
Штраф за неприменение ККТ составляет (Часть 2 ст. 14.5 КоАП РФ):
- для продавца-кассира - от 1500 до 2000 руб.;
- для руководителя организации (предпринимателя) (Примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) - от 3000 до 4000 руб.;
- для организации - от 30 000 до 40 000 руб.
Правда, теоретически можно отделаться и предупреждением, но особо рассчитывать на это не стоит.

Такой прием можно и нужно пытаться оспорить, а по каким основаниям - мы сейчас расскажем.

 

Контрольная закупка и налоговики - несовместимы

 

Строго говоря, налоговики вообще не вправе делать контрольные закупки в ходе проверок применения ККТ (Статья 1, п. 4 ст. 6, ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ). Так считает ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 N 1988/09). Ведь проверочная (контрольная) закупка относится к оперативно-разыскным мероприятиям, которые могут проводить строго определенные органы, среди которых, например, полиция, ФСБ, таможенники. Налоговых органов в этом перечне нет.
Правда, Верховный Суд РФ думает иначе (Постановление ВС РФ от 29.07.2009 N 41-АД09-3), но для арбитражных судов гораздо важнее, что думает ВАС РФ, поэтому они следуют его позиции (Постановления по делу N А12-11519/2010, по делу N А56-45497/2010) и считают результат проверочной закупки недопустимым доказательством (Часть 3 ст. 26.2 КоАП РФ). Организациям и предпринимателям это на руку, ведь они будут оспаривать штраф за неприменение ККТ именно в арбитражном суде (Пункт 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ).
Некоторые инспекторы, зная, что контрольные закупки "вне закона", выступают на проверках в роли обычных покупателей. Но большинство судов говорит, что так делать тоже нельзя (Постановление по делу N А27-8657/2010), потому что:
(или) действия инспекторов квалифицируются как оперативно-разыскные мероприятия независимо от того, приобреталась ли продукция в личное пользование или с возвратом ее продавцу (а проверяющему - с возвратом денег) (Постановление N 15АП-2776/2011);
(или) сотрудники налоговых органов не вправе проводить негласные проверочные мероприятия, выступая первоначально как обычные люди, а затем - после денежного расчета - предъявляя служебные удостоверения и поручение на проверку и объявляя о проведении проверки (Постановление по делу N А56-25895/2010).
Но с благословения Минфина, который считает, что покупки "для личных целей" для проверки применения ККТ не выходят за рамки полномочий налогового органа (Письмо Минфина России от 07.02.2006 N 03-01-15/1-23), налоговики активно их практикуют. Кстати, некоторые суды тоже не видят ничего предосудительного в том, что проверяющие действуют под видом рядовых покупателей (Постановления N Ф09-10013/08-С1, по делу N А53-13227/2008-С4-45).

 

Несколько одинаковых нарушений - одно наказание

 

Прием "сколько покупок без ККТ - столько и штрафов" тем более незаконен. В ситуации, когда налоговики с разницей в 2 минуты купили спички и бутылку водки, а продавец не выдал им чеки, суд сказал, что привлекать к административной ответственности за каждый приобретенный товар в рамках одной проверки неправомерно. Ведь наказание по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрено за неприменение ККТ при расчетах за реализуемый товар, а не за его количество (Постановление N Ф04-8134/2008(18758-А70-29)). Кроме того, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же правонарушение (Часть 5 ст. 4.1 КоАП РФ).
Рассматривая правомерность наложения штрафов по другим проверкам (санитарно-эпидемиологическим, транспортным и т.д.), суды не раз высказывали такое мнение: за несколько правонарушений, которые выявлены в ходе одной проверки и квалифицируются по одной и той же статье КоАП РФ, должно следовать одно наказание (Постановления N N А33-3104/08-Ф02-3223/08, Ф03-5062/2008, по делу N А61-139/2010).

 

* * *

 

Помните, что на "кассовые" проверки не распространяются следующие ограничения (Часть 3 ст. 1, п. 2 ч. 8 ст. 9, ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ):
- проверки должны проводиться не чаще чем раз в 3 года;
- госорган обязан согласовать проведение внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры.
Об этом хором заявляют проверяющие, Генпрокуратура и ВАС РФ (Письма Минфина России от 09.07.2009 N 03-01-15/7-327, Генпрокуратуры России от 25.06.2009 N 73/3-133-2009; Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 N 1130/10). Поэтому проверки на предмет применения ККТ налоговики могут проводить хоть каждый день.





Статьи по теме: