Льготы для малых предприятий при подготовке и сдаче бухгалтерской отчетности
Обычно бухгалтер малого предприятия - и швец, и жнец, и на дуде игрец. Бухучет, само собой, висит на нем, налоги - на нем, зарплата - на нем, кадровый учет - на нем, а иногда еще и к договорной работе привлекают. И если бы не послабления бухгалтерского законодательства, пришлось бы совсем туго. Главное - помнить о них и правильно применять, не тратя силы попусту.
Проверка на причастность к малому бизнесу
Прежде чем мы углубимся в суть льгот, проверьте на всякий случай еще раз, отвечает ли ваша фирма всем условиям признания ее субъектом малого предпринимательства. Условия эти таковы (Пункты 1, 4 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556):
- организациям, не являющимся малыми предприятиями, государству, муниципалитетам и иностранным участникам в совокупности принадлежит не более четверти уставного капитала вашей фирмы;
- средняя численность работников в 2009 и 2010 гг. не превышала 100 человек за каждый год;
- выручка в 2009 и 2010 гг. не превышала 400 млн руб. (без НДС) за каждый год.
Если все условия выполняются, бухгалтерскую отчетность за 2011 г. вы точно можете составлять в упрощенном порядке.
Баланс и отчет о прибылях и убытках по группам статей
Малые предприятия могут включать в указанные отчетные формы показатели по группам статей, а не по каждой статье в отдельности (Подпункт "а" п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н).
Статьи бухгалтерского баланса и их группы, как вы наверняка знаете, перечислены в ПБУ 4/99 (Пункт 20 ПБУ 4/99). Например, в группу "Основные средства" входят статьи:
- "Земельные участки и объекты природопользования";
- "Здания, машины, оборудование и другие основные средства";
- "Незавершенное строительство".
По группам разбиты статьи и в самой форме бухгалтерского баланса. Но если обычная организация не может ограничиться заполнением, скажем, строки 1150 "Основные средства", а должна расшифровать ее постатейно, то для малого предприятия это не обязательно.
То же самое с отчетом о прибылях и убытках. Его группы статей, по сути, перечислены в форме отчета. Фирмам среднего и крупного бизнеса необходимо развернуть группы, отразить существенные статьи каждой из них отдельно. Малый бизнес от этого избавлен.
Еще у малого предприятия есть право разработать свои формы баланса и отчета о прибылях и убытках: например, включить в них только те группы статей, по которым есть информация (Пункт 18 Информации Минфина России N ПЗ-3/2010 (далее - Информация)). Только зачем это, если можно просто оставить пустыми ненужные строки в утвержденных формах?
Отчетность малого предприятия: с приложениями или без?
Вам отлично известно, что в состав классической бухгалтерской отчетности коммерческой организации за год входят:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- Приложения к балансу и отчету о прибылях и убытках:
- отчет об изменениях капитала;
- отчет о движении денежных средств;
- пояснения (пояснительная записка).
У фирм, подлежащих обязательному аудиту, к этому набору добавляется аудиторское заключение. Но среди малых предприятий таких немного.
Положение по ведению бухучета и отчетности N 34н прямо разрешает организациям малого бизнеса не сдавать приложения к балансу и отчету о прибылях и убытках. Такая же норма была в ныне не применяющемся Приказе N 67н по формам отчетности (Пункт 85 Положения, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н; п. 3 Указаний, утв. Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н). Действующий Приказ N 66н вроде бы более строг - приложения сдавать надо, но отражаются в них лишь сведения, крайне важные для понимания финансового состояния фирмы (Подпункт "б" п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н). Так представлять приложения по итогам 2011 г. или нет? Что главнее - Положение N 34н или Приказ N 66н?
Ответить на эти вопросы можно и не сталкивая лбами упомянутые документы. Кто, кроме вас, проверит важность того или иного показателя? Кто, кроме вас, сможет определить, насколько верно отчетность без приложений отражает финансовое положение организации? Следовательно, малое предприятие и по итогам 2011 г. может не сдавать приложения к балансу и отчету о прибылях и убытках, если сможет пояснить, что отчетность достоверна и без них.
Чтобы окончательно решить проблему, мы задали вопрос специалисту Минфина.
Из авторитетных источников
Сухарев Игорь Робертович, начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России
"Малое предприятие должно соблюдать ПБУ 4/99: если информация нужна для понимания финансового положения организации, ее обязательно надо представлять. Поэтому в вопросе о необходимости приложений к балансу и отчету о прибылях и убытках я бы отдал приоритет Приказу N 66н, так как он соответствует ПБУ 4/99. А Положение, утвержденное Приказом N 34н, применяется только в случаях, когда иное не установлено другими положениями (Пункт 32 Положения, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
Система отчетности для малых предприятий представляет собой совокупность норм, которые применяются по выбору организации. Да, для малых предприятий предусмотрены упрощения. Но при формировании отчетности необходимо как минимум пояснить, какие именно упрощения вы применили. Без этой информации отчетность будет непонятна. Например, отчет о прибылях и убытках, составленный на основе кассового метода, должен сопровождаться указанием на данный факт.
Кроме того, раскрытия могут понадобиться при возникновении существенных операций или событий, не нашедших отражения в представленных отчетах.
Например, предприятие по итогам года вышло в ноль или даже с убытком. Но в балансе на конец года - огромные чистые активы. Откуда они взялись? Может быть, участники что-то внесли. Но пользователь отчетности не знает этого без пояснений. И если вы не представляете отчет об изменении капитала, надо хотя бы описать поступления от участников. То есть в таких ситуациях следует раскрыть дополнительную информацию".
Упрощенные доходы и расходы
Типовые рекомендации, давшие малым предприятиям право вести бухгалтерский учет кассовым методом, Минфин утвердил еще в 1998 г. (Типовые рекомендации, утв. Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н (далее - Рекомендации)). Однако желающих использовать это право мало. Причину вы знаете: учет по кассе лишь усложняет работу бухгалтера из-за того, что появляется еще одно условие признания доходов и расходов - их надо получить или оплатить.
Например, чтобы включить в расходы оплаченную себестоимость товаров, мало их отгрузить, следует также дождаться оплаты от покупателей. А производство? Тут вообще страх и ужас: поди узнай без сложных подсчетов, в какой доле материалы, ушедшие, скажем, на изготовление шкафа, оплачены, а в какой - нет (Пункт 20 Рекомендаций). Причем эти проблемы встанут как перед организациями на общей системе налогообложения, так и перед фирмами, которые платят ЕНВД.
Соблазн вести бухучет по кассе может возникнуть разве что у компаний, применяющих УСНО. Раз для целей налогообложения доходы и расходы все равно кассовым методом определяются. А так, глядишь, можно бухгалтерский и налоговый учет совместить. Однако полное совпадение данных невозможно: правила признания доходов и расходов разные. Скажем, при исчислении налога по УСНО оплаченная стоимость товаров включается в расходы при отгрузке покупателю, в бухучете, как мы только что показали, для этого нужно, чтобы и покупатель оплатил товары (Подпункт 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ; Постановление Президиума ВАС РФ от 29.06.2010 N 808/10; Письмо Минфина России от 03.11.2011 N 03-11-06/2/153; п. 20 Рекомендаций). При определении налоговой базы стоимость оприходованных МПЗ уменьшает доходы сразу после оплаты, а в бухгалтерских целях МПЗ надо еще и в производство передать, и готовую продукцию из них сделать (Подпункт 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ; п. 20 Рекомендаций). Поэтому упрощенцам кассовый бухучет не интересен так же, как и всем другим малым предприятиям.
Последняя причина отсутствия интереса к кассовому методу - однобокость отчета о прибылях и убытках, составленного по таким данным. По сути, в нем вы выведете чистый денежный приток, а никак не чистую прибыль. Сегодня вы эти деньги поделили между участниками, завтра наступил срок оплаты, предположим, нового ОС, а платить-то нечем! И что делать?
Есть другие, более "земные" льготы по учету доходов и расходов.
Так, на взгляд Минфина, бухгалтер малого предприятия может любые доходы и расходы отражать на счете 99 "Прибыли и убытки", не используя привычные счета 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" (Подпункт "в" п. 3.2 Информации). Если следовать этому буквально, получится, что вы не будете отделять доходы и расходы по обычным видам деятельности от прочих доходов и расходов. Но как раз этого ПБУ 9/99 и 10/99 не разрешают. Следовательно, если и задействовать только счет 99, то придется заводить к нему субсчета для учета доходов и расходов по видам. Чтобы в этом убедиться, мы задали вопрос специалисту Минфина.
Из авторитетных источников
Сухарев И.Р., Минфин России
"Малое предприятие должно открыть к счету 99 субсчета по существенным видам доходов и расходов. На основании оборотов по этим субсчетам и заполняется отчет о прибылях и убытках".
"Укрупненно" малые предприятия могут учитывать не только доходы и расходы. Так, все затраты они вправе собирать на счете 20 "Основное производство", не дробя по счетам 23 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" и т.п. Дебиторскую и кредиторскую задолженность они могут отражать только на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" вместо использования счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" (Подпункты "б", "г" п. 3.1 Информации). Другой вопрос, насколько это удобно. Особенно учитывая, что в отчете о прибылях и убытках есть группы статей "Себестоимость продаж", "Коммерческие расходы", "Управленческие расходы" и т.п. Откуда брать данные для них? Или вытаскивать из "котла" счета 20, или открывать к нему субсчета для учета затрат по видам. Либо вовсе не сводить учет затрат к счету 20, а продолжать делать это традиционно, с использованием всех счетов.
Далее. В большинстве случаев проценты по привлеченным кредитам или займам считаются прочими расходами. Но для фирм среднего и крупного бизнеса есть исключение: если заемные средства понадобились для приобретения инвестиционного актива, проценты включаются в его стоимость. И не дай бог, если кредит либо заем тратится на инвестиционный актив не весь, тогда бухгалтера ожидает муторный подсчет долей, в которых проценты включаются в стоимость актива и относятся на текущие расходы. А у малого предприятия все просто: любые проценты по привлеченным заемным средствам - это прочие расходы. Куда тратятся деньги - неважно (Пункт 7 ПБУ 15/2008).
Тихо завидуют бухгалтерам строительных малых предприятий их коллеги из обычных фирм. Последним приходится исчислять и отражать доходы, а также относящиеся к ним расходы поэтапно, до полного окончания работ. Бухгалтер малого предприятия учитывает "строительные" доходы и расходы как любые другие. То есть нет акта выполненных работ - нет доходов. Расходов, впрочем, тоже нет, только затраты (Пункт 2.1 ПБУ 2/2008; п. 12 ПБУ 9/99; п. 16 ПБУ 10/99).
Долой ПБУ 18/02!
Это ПБУ, пожалуй, наиболее нелюбимо за чрезмерную сложность. Причем ценность информации, полученной от скрупулезного следования стандарту, зачастую несоизмерима с потраченным временем. Обычным компаниям приходится идти на разные ухищрения, скажем, ссылаться на требование рациональности, чтобы хоть как-то упростить учет по ПБУ 18/02 (Пункт 6 ПБУ 1/2008).
Особенно это касается отложенных налоговых активов и обязательств (ОНА и ОНО соответственно). Представьте: сумма прямых затрат в бухгалтерском и налоговом учете не совпадает. То ли перечень разный, то ли первоначальная стоимость производственных ОС неодинаковая. Тогда отразить изменение ОНА и ОНО в части, приходящейся на производственные затраты, - адский труд, поскольку часть затрат оседает в незавершенном производстве, часть - в готовой продукции на складе и часть - в проданной продукции. ПБУ 18/02 со всей серьезностью требует от нас показать ОНА или ОНО только в той доле, что пришлась на проданную продукцию. А это километры подсчетов и таблиц (Пункты 3, 14, 15, 17, 18 ПБУ 18/02).
У малых предприятий тут полная вольница. Хочешь - применяй ПБУ 18/02, хочешь - не применяй (Пункт 2 ПБУ 18/02). Догадаться, каким будет выбор, несложно: 99% бухгалтеров задвинут стандарт на дальнюю полку. Это, в частности, означает вот что:
- налог на прибыль в бухучете сразу отражается в сумме из декларации. Никакого условного налога, который можно "обточить" до реального только с помощью корректировок;
- из баланса и отчета о прибылях и убытках можно исключить строки, в которых указываются постоянные и отложенные налоговые активы и обязательства. А можно просто не заполнять их.
Изменение учетной политики и исправление ошибок без оглядки на прошлое
Когда могут понадобиться изменения в бухгалтерской учетной политике? ПБУ 1/2008 устанавливает три причины для этого (Пункт 10 ПБУ 1/2008):
- изменение законодательства (например, с 2011 г. исчезли расходы будущих периодов в их привычном понимании);
- разработка нового, более эффективного, способа учета. Скажем, вы сочли, что метод ФИФО для оценки товаров более справедлив, нежели метод средней стоимости, так как оценка остатков МПЗ в балансе будет ближе к реальности;
- существенное изменение условий деятельности (например, перестали заниматься торговлей, сосредоточившись на услугах).
Что приходится делать обычным организациям, изменившим учетную политику? В большинстве случаев они вынуждены пересчитывать показатели отчетности как минимум за 2 года, предшествующие отчетному. Пересчитывать так, словно изменения произошли не сейчас, а еще тогда, в прошлом (Пункты 14, 15 ПБУ 1/2008).
Сходным образом обстоит дело с исправлением ошибок, найденных после утверждения годовой бухгалтерской отчетности. Средние и крупные организации исправляют их с использованием счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", а потом пересчитывают показатели прошлой отчетности, как если бы ошибки не было. Корректировки отражаются в отчете об изменениях капитала за год исправления и на текущие финансовые показатели года не влияют (Пункт 9 ПБУ 22/2010).
Малые предприятия от всего этого освобождены. Обновленную учетную политику они применяют с чистого листа, вернее, с начала того года, в котором произошли изменения, пересчетом прошлых показателей не занимаются (Пункт 15.1 ПБУ 1/2008). То же самое с ошибками. Нашли, исправили с использованием счета 91 "Прочие доходы и расходы" (или 99, если от счета 91 отказались), и больше беспокоиться не о чем. Отчетность за год исправления ошибки сформируется правильно автоматически, а показатели предыдущей отчетности останутся прежними (Пункты 9, 14 ПБУ 22/2010).
Финансовые вложения: проще некуда
Все финансовые вложения (например, доли, акции, векселя, выданные займы) малые предприятия учитывают по первоначальной стоимости: сколько потратили, столько и отразили проводками, сумма больше меняться не будет. А вот обычным фирмам приходится делить финвложения на те, у которых есть рыночная стоимость, и те, у которых такой стоимости нет. Первые на конец года должны числиться на балансе по рыночной цене, для чего в течение года первоначальную стоимость надо ежемесячно или ежеквартально корректировать (Пункты 19, 20 ПБУ 19/02).
Это не все льготы по финвложениям. Если верить разъяснениям Минфина, субъекты малого бизнеса вправе не отражать обесценение финансовых вложений и не создавать резерв под это в случаях, когда посчитать величину обесценения трудно (Пункт 10 Информации). А это касается практически всех вложений, не обращающихся на организованном рынке. Скажем, как узнать, подешевел ли вексель, а если подешевел, то на сколько? Бухгалтер малого предприятия на этот вопрос может смело не отвечать. Правда, следует заметить, что напрямую в ПБУ эта льгота не прописана, таково расширительное толкование норм от финансового ведомства (Пункт 10 Информации).
Ни переоценки, ни оценочных значений
Строго в теории бухгалтерская отчетность компании не будет достоверной без более или менее регулярной переоценки ОС и НМА. Только так отчетность будет отражать реальное финансовое положение фирмы.
Малым предприятиям Минфин разрешает переоценку не проводить. Впрочем, справедливости ради заметим, что ПБУ, в принципе, не обязывает никого заниматься ею (Пункт 7 Информации; п. 15 ПБУ 6/01; п. 17 ПБУ 14/2007). Но прежде чем пользоваться такой возможностью, нужно обдумать, насколько это выгодно. Допустим, если у вас есть недвижимость, которая только дорожает, и в скором будущем вам понадобится кредит, отказываться от переоценки не очень правильно. Да, увеличится база по налогу на имущество, но и инвестиционная привлекательность компании тоже.
Также организации малого бизнеса избавлены от раздумий над тем, есть ли у них оценочные обязательства, условные активы и обязательства, а также какова их величина. Следствием этого является, в частности, возможность не создавать резерв на оплату отпусков работников и другие "гарантийные" резервы (Пункт 11 Информации; п. 3 ПБУ 8/01).
Отчетность без экзотики
В завершение, больше для проформы, перечислим ПБУ, от применения которых малые предприятия также освобождены: ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах"; ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам"; ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности". Почему для проформы? Да потому что и обычные организации не слишком-то усердно следуют этим стандартам, что уж говорить о малом бизнесе.
* * *
Наверное, вы поняли, что, если воспользоваться абсолютно всеми льготами, предусмотренными для бухотчетности малого предприятия, ее информативность будет стремиться к нулю. Баланс и отчет о прибылях и убытках съежатся до нескольких строк. Руководителя и участников организации это устраивает? Что ж, хорошо. А если нет? Детализировать отчетность по их указке будет намного труднее, чем укрупнить ее с разрешения различных ПБУ. Поэтому бухгалтер малого предприятия не должен в одиночку решать, насколько упрощенной будет отчетность, это нужно вынести на обсуждение директора и участников. Например, скажут они, что им не нужны в балансе данные в разрезе по видам ОС, - отлично. Скажут, что нужны, - придется показывать суммы постатейно.
Предупреждаем руководителя
Решение о том, какими "бухгалтерскими" льготами воспользуется ваше малое предприятие, нужно согласовать с учредителями. Ведь возможно, что они захотят увидеть в отчетности информацию в более развернутом виде, чем вы собираетесь им предложить.
Март 2012 г.