Главная - Статьи

Комментарий к статье 20 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете": Принципы регулирования бухгалтерского учета

Нормами ст. 20 комментируемого Закона установлены общие принципы регулирования бухгалтерского учета. При этом существенно новыми можно назвать три из них.
Во-первых, по-видимому, основным направлением очередного этапа реформы в области нормативного регулирования бухгалтерского учета будет курс на максимальное сближение требований национальных (российских) стандартов учета и МСФО. При этом, как можно заключить из норм других статей нового Закона о бухгалтерском учете, не исключается возможность прямого использования МСФО или разработки РСБУ, полностью соответствующих требованиям международных стандартов.

Во-вторых, в качестве одного из принципов регулирования бухгалтерского учета заявлен курс на его упрощение.
В определенной степени можно констатировать, что эта тенденция наблюдалась в последние годы при внесении изменений в ранее принятые положения по бухгалтерскому учету - количество норм прямого действия неуклонно сокращалось, а экономическим субъектам, организующим и ведущим учет, предоставлялись все более широкие возможности и полномочия в части выбора способов и методов осуществления учетных процедур. Правда, упрощением собственно бухгалтерского учета это вряд ли можно назвать, так как необходимость выбора из нескольких возможных вариантов или необходимость формирования отдельных элементов учетной политики организации на основе только общеметодологических принципов ведения учета на практике обусловливала вероятность возникновения ошибок и могла привести к ощутимому уменьшению потенциальных экономических выгод.

Что же касается упрощения учета для субъектов малого предпринимательства и некоторых форм некоммерческих организаций, то данный принцип и в прежние годы применялся весьма успешно. Видимых причин для отказа от упрощения учета при осуществлении деятельности указанными субъектами нет. Тем не менее на уровне федерального закона (нового Закона о бухгалтерском учете) как минимум одно отступление уже произошло - имеется в виду невоспроизведение в Законе нормы, в соответствии с которой организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, так же как и индивидуальные предприниматели, могли вести учет по упрощенным схемам (переход на упрощенную систему налогообложения предполагает выполнение ряда условий, в том числе ограничение по размеру выручки от реализации продукции (работ, услуг) и численности персонала, которые также учитываются при определении статуса субъекта малого предпринимательства).

В-третьих, не совсем понятным представляется принцип, закрепленный п. 6 ст. 20 комментируемого Закона, - о недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета. Уполномоченным органом по утверждению федеральных стандартов будет являться Минфин России. Таким образом, видимо, предполагается создание иной, параллельной Минфину России государственной структуры, в функции которой будет включен контроль в сфере бухгалтерского учета.

Прочие принципы регулирования бухгалтерского учета представляются очевидными и в дополнительном комментарии не нуждаются.

К оглавлению: Комментарий к Закону № 402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете"





Статьи по теме: