Главная - Статьи

Комментарий к статье 15 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете": Отчетный период, отчетная дата

Комментарий к п. 1 ст. 15

Отличием нормы п. 1 ст. 15 нового Закона о бухгалтерском учете от аналогичной нормы, которая была закреплена в п. 2 ст. 14 прежнего Закона о БУ, в том, что исключение по продолжительности отчетного периода сделано не только для случаев создания, но и для случаев реорганизации и ликвидации. Так как реорганизация предполагает возможность использования пяти разных схем проведения такого мероприятия (выделение, разделение, слияние, присоединение и преобразование), можно говорить о том, что в новом Законе о бухгалтерском учете фактически устанавливается особый порядок определения отчетного года для шести хозяйственных ситуаций.

Следует иметь в виду, что отчетный период для целей составления бухгалтерской отчетности практически не отличается от налогового периода для большей части налогов (налог на прибыль, налог на имущество, НДФЛ и т.д.), продолжительность которого регулируется нормами НК РФ.
Так, п. 1 ст. 55 НК РФ установлено, что под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Комментарий к п. 2 ст. 15

Норма п. 2 ст. 15 комментируемого Закона представляет собой практически дословное воспроизведение аналогичной нормы п. 2 ст. 14 прежнего Закона о БУ. Кроме того, текст пункта дополнен отсылочной нормой - имеются в виду ситуации, когда первый отчетный год определяется по другим правилам (для случаев реорганизации и создания экономического субъекта).

Кроме того, при практическом применении нормы п. 2 ст. 15 следует иметь в виду следующее. Пунктом 3 ст. 30 нового Закона о бухгалтерском учете специально оговорено, что положение п. 2 ст. 15 не применяется при изменении типа государственного (муниципального) учреждения. Выше уже отмечалось, что изменение типа государственного или муниципального учреждения не является реорганизацией, а особенности составления и представления отчетности в этом случае регулируются отдельным письмом Минфина России.
Также из текста нормы п. 2 можно сделать вывод о том, что в перспективе возможны иные исключения из общего правила, которые будут устанавливаться не только на уровне федеральных законов, но и новыми федеральными стандартами (аналогичными действующему в настоящее время ПБУ 4/99).

Комментарий к п. 3 ст. 15

Аналогичная норма также содержалась в тексте п. 2 ст. 14 прежнего Закона о БУ. Разница на первый взгляд несущественная - ранее первую годовую отчетность за текущий календарный год разрешалось представлять организациям, созданным после 1 октября (2 октября и позже). Современная редакция допускает ситуацию, при которой экономический субъект, осуществлявший деятельность в течение полного календарного квартала, может не представлять годовую отчетность.

Возможно, здесь следует вести речь об изменении подходов в установлении контрольных дат. Аналогичное уточнение было сделано в отношении отражения результатов инвентаризации. Выше мы уже говорили о том, что такая перемена может привести к определенным техническим трудностям и непреднамеренным ошибкам на первом этапе введения в действие новых законодательных норм. Вероятно, в будущем подобный принцип определения отчетной даты будет применяться и в отношении других элементов бухгалтерского учета. Однако для этого потребуется разъяснение в части того, что обороты и результаты фактов хозяйственной жизни за последний день периода должны учитываться при проведении соответствующих мероприятий (составления бухгалтерской отчетности или проведения инвентаризации).

Следует обратить внимание еще на одну законодательную новацию. Правило о непредставлении отчетности в случае, если организация зарегистрирована в IV календарном квартале, более не является безусловным. Экономическому субъекту (организации, формирующей и представляющей отчетность) предоставлено право объявить данный период отчетным и представить отчетность на общих основаниях. Подобное решение может быть обусловлено запросами заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности.

Для сравнения: п. 2 ст. 55 НК РФ установлено, что в том случае, когда организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Таким образом, юридическое лицо, зарегистрированное в период с 1 декабря по 30 ноября, бухгалтерскую отчетность представлять не обязано, но налоговую отчетность (налоговые декларации) составляет и представляет на общих основаниях.

Налоговым законодательством предусмотрена также и промежуточная ситуация - если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания. В этом случае налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

В новом Законе о бухгалтерском учете данная ситуация прямо не прописана. Порядок определения отчетного периода при реорганизации или ликвидации экономического субъекта в Законе устанавливается отдельными нормами. По нашему мнению, в том случае, когда на практике возникнет ситуация, аналогичная той, которая прямо прописана в НК РФ (организация, созданная после 30 сентября, ликвидируется в течение следующего календарного года), правомерно использовать подход, установленный налоговым законодательством, - отчетным периодом будет считаться период с даты государственной регистрации экономического субъекта до даты регистрации факта его ликвидации.

Комментарий к п. 4 ст. 15

Несмотря на то что формулировка нормы п. 4 ст. 15 существенно отличается от формулировки аналогичной нормы п. 3 ст. 14 прежнего Закона о БУ, различия являются чисто текстуальными - промежуточная отчетность и далее будет представляться нарастающим итогом с начала отчетного года.

Комментарий к п. 5 ст. 15

Требование п. 5 ст. 15 комментируемого Закона можно считать законодательной новацией (в прежнем Законе о БУ аналогичной нормы не было).

Здесь следует обратить внимание на то, что в отношении промежуточной отчетности никаких исключений не сделано. То есть, например, организация, зарегистрированная 30 сентября, будет обязана представлять промежуточную отчетность (если представление промежуточной отчетности установлено законодательными, нормативными актами либо федеральными стандартами) за девять месяцев отчетного года (с отражением результатов хозяйственной жизни за один день деятельности).

Комментарий к п. 6 ст. 15

Данное положение также является новым в области регулирования бухгалтерского учета. В прежнем Законе о БУ понятие отчетной даты не вводилось. Таким образом, теперь все мероприятия, проводимые в рамках составления бухгалтерской отчетности, будут проводиться по состоянию на последний день отчетного периода. По-видимому, предполагается, что операции этого дня должны быть учтены при формировании данных для форм годовой и промежуточной отчетности.

К оглавлению: Комментарий к Закону № 402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете"





Статьи по теме: