Главная - Статьи

Комментарий к статье 5 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете": Объекты бухгалтерского учета

Состав объектов бухгалтерского учета также существенно пересмотрен и вынесен в отдельную статью Закона.

Ранее в п. 2 ст. 1 прежнего Закона о БУ было установлено, что объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. В современной редакции нового Закона о бухгалтерском учете имущество заменено активами и расходами, вместо хозяйственных операций указаны факты хозяйственной жизни, в отдельную группу объектов учета выделены доходы экономического субъекта. Кроме того, включена новая группа объектов учета - источники финансирования деятельности, а сам перечень объектов стал открытым.

Весьма вероятно, что приведенная группировка будет использована при создании и осуществлении программ разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета. Скорее всего, будет более детально дифференцирована каждая группа объектов.
Пока остаются неясными как минимум два момента.

Во-первых, каким образом предлагается разделить активы и расходы? Если за основную цель бухгалтерского учета принимать формирование данных для составления отчетности, то осуществленные экономическим субъектом расходы, как правило, отражаются наравне с активами (в частности, в составе объемов незавершенного производства, НДС к вычету и т.п.). Впрочем, если ориентироваться на МСФО, то там отсутствует не только стандарт, регулирующий формирование себестоимости продукции, работ или услуг, но и стандарт, аналогичный отечественному ПБУ 10/99, который бы устанавливал общие правила учета расходов.
В то же время учет операций с некоторыми видами имущества может приводить одновременно к образованию расходов и возникновению источников финансирования (в частности, операции по начислению амортизации объектов основных средств и нематериальных активов). Традиционно подобные вопросы регулировались в рамках одного стандарта (например, ПБУ 6/01). Если при разработке новых стандартов за основу будет приниматься группировка объектов учета, приведенная в ст. 5 нового Закона о бухгалтерском учете, то некоторые положения, видимо, придется дублировать в разных документах.

Во-вторых, не вполне ясно, что имеется в виду под источниками финансирования деятельности. В настоящее время данная экономическая категория используется при нормативном регулировании бюджетного учета. При этом источники финансирования дифференцированы не только по принадлежности средств (бюджетные средства, собственные средства учреждений и средства медицинского страхования), но и в зависимости от целей, на которые эти средства выделяются (субсидии на выполнение государственного или муниципального задания, субсидии на иные цели, бюджетные инвестиции и т.д.).

Будет ли использован аналогичный подход к дифференциации источников финансирования деятельности коммерческих организаций, покажет время и разработанные стандарты. Весьма вероятно, что будет установлена схема, в соответствии с которой будут отдельно урегулированы учет доходов от реализации продукции (работ, услуг), учет бюджетного финансирования (в настоящее время - государственной помощи), учет доходов, поступивших от иных источников (в частности, от государственных внебюджетных фондов), учет расходов с учредителями (в рамках расчетов по формированию и изменению уставного капитала и текущих расчетов, предполагающих финансирование отдельных мероприятий или программ).

К оглавлению: Комментарий к Закону № 402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете"





Статьи по теме: