Главная - Статьи

Комментарий к статье 6 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете": Обязанность ведения бухгалтерского учета

Комментарий к п. п. 1 и 2 ст. 6

Наиболее важной и заметной новацией нового Закона о бухгалтерском учете в части установления обязанности ведения учета является то, что в ст. 6 этого Закона не воспроизведена норма п. 3 ст. 4 прежнего Закона о БУ, в соответствии с которой организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождались от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета объектов нематериальных активов и нематериальных активов.
Исключение сделано только для индивидуальных предпринимателей, а также иных субъектов, приравниваемых к индивидуальным предпринимателям.
Таким образом, с 2013 г. все организации (а также автономные учреждения), перешедшие на упрощенную систему налогообложения, будут обязаны организовывать и вести полноценный бухгалтерский учет операций, связанных с такой деятельностью.

Справедливости ради следует отметить, что на практике необходимость ведения бухгалтерского учета (параллельного упрощенному налоговому) организациями, использующими данный специальный налоговый режим, возникала и ранее. Это было обусловлено вероятностью перехода на общий режим налогообложения в результате нарушения одного из установленных НК РФ условий или критериев (превышение объема выручки от реализации, превышение установленного лимита численности работников, торговля подакцизными товарами и т.д.). При этом законодательство обязывает восстанавливать учет (переходить на общую систему налогообложения) с начала того календарного квартала, в котором имело место соответствующее нарушение. Разумеется, оперативно и корректно сделать это можно было только при условии, что организация и после перехода на упрощенную систему налогообложения продолжала вести бухгалтерский учет по прежним правилам.

Кроме того, как уже отмечалось, учет амортизируемого имущества организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, должны были вести (хотя и с учетом некоторой специфики, вытекающей из особенностей принятия расходов на приобретение или создание таких активов для целей налогообложения). При этом фактически приходилось учитывать и амортизацию, которая должна была начисляться по общим правилам (с учетом вероятности обратного перехода на общий режим налогообложения). Поэтому обстоятельство, что норма, ранее освобождавшая организации, применявшие УСН, в новом Законе о бухгалтерском учете не воспроизведена, по нашему мнению, свидетельствует не столько об ужесточении требований к организации и ведению учета, сколько о констатации сложившегося положения дел.

Комментарий к п. 3 ст. 6

Данная норма является дословным воспроизведением требований п. 4 ст. 8 прежнего Закона о БУ.
Особенностью нового Закона о бухгалтерском учете является то, что основные вопросы, касающиеся составления и представления бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица, урегулированы отдельной статьей - 16.

Комментарий к п. 4 ст. 6

Норма, освобождающая от ведения полноценного бухгалтерского учета организации, получившие статус участника "сколковских" проектов, представляется несколько некорректной, так как устанавливает для отдельной группы организаций, отобранных по признаку источника финансирования и виду деятельности, более выгодные, привилегированные условия по сравнению с другими субъектами предпринимательской деятельности и даже по сравнению с организациями государственного сектора.

Аналогичная норма была введена и в прежний Закон о БУ и, по-видимому, преследовала цель привлечения иностранных и отечественных инвестиций для реализации масштабного и амбициозного проекта.

Вместе с тем представляется, что реализация права на применение упрощенных способов бухгалтерского учета участниками указанных проектов на практике будет весьма затруднительной. Это обусловлено тем, что налоговым законодательством установлен ряд дополнительных условий (в том числе и связанных с оценкой стоимостных критериев) по подтверждению названными организациями полученного статуса.

Таким образом, для целей налогообложения необходимо формирование информации об основных показателях деятельности участников "сколковских" проектов. В принципе данные о размере выручки от реализации продукции можно сформировать и на основании данных упрощенного учета. Однако существует вероятность того, что право на налоговые льготы (в частности, освобождение от обязанностей плательщика НДС и налога на прибыль организаций) может быть утрачено практически в любой момент действия статуса участника проекта, при этом обязанности по уплате налогов должны быть восстановлены с начала налогового периода. В данных обстоятельствах ведение полноценного бухгалтерского учета представляется более чем оправданным.

Кроме того, по нашему мнению, следует учитывать то, что для участников подобных проектов характерны весьма широкие хозяйственные связи, а полноценная работа с контрагентами (в том числе и при возникновении разногласий) возможна только при условии, что информация о расчетах должным образом сгруппирована, дифференцирована и систематизирована.

К оглавлению: Комментарий к Закону № 402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете"





Статьи по теме: