Для чего в бухгалтерии нужны должностные инструкции
Мы часто слышим, что главный бухгалтер во многих организациях и швец, и жнец, и на дуде игрец - помимо бухучета, его пытаются заставить вести и кадровый учет, и управленческий. Директор постоянно требует разные отчеты "не по форме". Да и договоры заставляют составлять. Как главбуху разобраться, какие из многочисленных поручений он обязан выполнять, а какие явно выходят за рамки его обязанностей? За невыполнение каких поручений могут наказать? Какие обязанности можно возложить на своих подчиненных и как требовать от них исполнения по срокам и по качеству?
Дать ответы на эти вопросы могут должностные инструкции. Как, у вас до сих пор нет таких документов? Срочно беритесь за их разработку! А мы расскажем, когда именно в королевстве цифр может пригодиться инструкция, "указывающая круг поручений, обязанностей, работ, которые должен выполнить человек, занимающий конкретную должность".
Основные характеристики должностной инструкции
Давайте сначала посмотрим, какими характеристиками обладает должностная инструкция. В сравнении с трудовым договором - документом, который тоже содержит обязанности работников, - нам будет лучше видно, что представляет собой инструкция.
Вопрос |
Ответ |
|
Трудовой договор |
Должностная инструкция |
|
Обязательно ли |
Обязательно |
Не обязательно |
Что представляет |
Двустороннее соглашение, |
Локальный нормативный акт, |
Зачем |
Для закрепления статуса |
Для закрепления круга |
Есть ли |
Да, в частности, в договор |
Нет ничего обязательного, |
Как получает |
После подписания обеими |
Утверждается работодателем. |
Структура должностной инструкции
Обязательных требований к структуре и содержанию должностной инструкции нет. Поэтому вы можете самостоятельно разработать ее, учитывая специфику вашей компании и обязанности, выполнение которых работниками бухгалтерии необходимо именно вашей фирме. Давайте посмотрим, что включить в инструкцию, опираясь на рекомендуемые характеристики, указанные в Квалификационном справочнике по направлениям деятельности (Утвержден Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37).
Раздел "Общие положения"
Содержит:
- обобщенные сведения о должности: "Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности старшего бухгалтера";
- подчиненность: "Старший бухгалтер подчиняется непосредственно главному бухгалтеру";
- требования к образованию и стажу работы по специальности: "На должность старшего бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее экономическое образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 3 лет".
Давайте посмотрим, для чего пригодится этот раздел.
(!) Для обоснования отказа при приеме на работу по причине несоответствия лица требуемым деловым качествам. Допустим, вы ищете человека на должность бухгалтера, в должностной инструкции которого прописано, что претендент должен иметь опыт работы бухгалтером не менее 3 лет и знать учет на таких участках, например, как "зарплата", "материалы". Если у соискателя нет такого опыта, то ваш отказ будет обоснованным.
Совет
Не подходите формально к описанию деловых качеств претендентов на бухгалтерские должности. Обдумайте все желаемые требования по образованию, квалификации, опыту претендентов и закрепите их в инструкции. Тогда даже в суде вы сможете ссылаться на требования разработанной вами инструкции, если соискатель на вакантное место решит оспорить ваш отказ ему.
(!) Для обоснования разных размеров окладов для должностей с примерно одинаковым набором функций, но разным уровнем квалификации. Можно ввести разные категории одной и той же должности бухгалтера или добавлять к названию должности слова "старший", "младший", "ведущий", расписав для них разные требования к уровню образования, опыту работы, квалификации. Таким образом, не придется оправдываться перед проверяющими, почему уровень зарплаты у работников с почти одинаковыми обязанностями различный (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.11.2011 N 33-16864).
Раздел "Должностные обязанности"
Это самый важный раздел должностной инструкции, описывающий конкретные обязанности сотрудника, занимающего эту должность. Его пропишите как можно детальнее, перечисляйте все, что должен делать сотрудник, и в какие сроки. К примеру, так.
Должностная инструкция бухгалтера по налоговому учету НДС
...
Раздел II "Должностные обязанности"
Бухгалтер по налоговому учету НДС:
1) в течение 5 календарных дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня получения авансовых платежей в счет предстоящей отгрузки составляет счета-фактуры;
2) ежедневно заполняет журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж;
3) составляет декларацию по НДС в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
4) представляет декларацию по НДС на согласование и подписание главному бухгалтеру;
5) сдает декларацию по НДС в налоговую инспекцию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
...
Вместе с тем имейте в виду следующее. Если человек принят на должность, которая в трудовом договоре именуется, к примеру, "бухгалтер по учету МПЗ", он обязан вести учет всех имеющихся видов материалов. Так, если в организации есть только запчасти к автомобилям и инвентарь, бухгалтер учитывает только их. Но если появятся, допустим, еще и ГСМ, он должен будет вести учет и на этом новом участке без каких-либо уточнений или изменений условий трудового договора. А вот поручить ему учет ОС без его согласия и внесения изменений в договор в связи с расширением трудовых обязанностей вы не сможете. Даже если поменяете его инструкцию.
Итак, для чего нужен раздел "Должностные обязанности".
(!) Для обоснования несоответствия должности:
(или) при переводе работника на другую должность в бухгалтерии или понижении ему оклада, когда несоответствие занимаемой должности доказывается результатами аттестации работника;
(или) при увольнении, когда бухгалтер не прошел испытательный срок, отказался от предложения перевода на другую работу или не выполняет обязанности, закрепленные должностной инструкцией (допустим, не составляет какие-то учетные документы), что зафиксировано актом или служебной запиской главбуха.
(!) Для передачи полномочий.
Предусмотрите в инструкции заместителя главного бухгалтера или, к примеру, старшего бухгалтера, чтобы во время командировки главбуха, его отпуска или болезни кто-то из них замещал его. Тогда полномочия руководителя будут переходить к замещающему его лицу автоматически и с ним не надо будет дополнительно заключать какие-либо соглашения. А если у вас к тому же детально прописаны должностные обязанности главбуха, то в случае его отсутствия на работе не придется долго перечислять заму (старшему бухгалтеру) обязанности, которые ему придется выполнять вместо шефа. Зама нужно будет просто ознакомить с инструкцией главбуха.
(!) Для правильного применения административной ответственности. Например, за неудержание алиментов из зарплаты работника могут оштрафовать главбуха как ответственного за весь бухучет фирмы (Решение Леноблсуда от 29.11.2011 N 7-871/2011). Вместе с тем если у вас на фирме всеми "зарплатными" расчетами занимается бухгалтер по зарплате, то главбуху не придется отвечать за огрехи своего подчиненного, если в должностной инструкции бухгалтера по зарплате четко расписаны его обязанности. Примерно так: "Производит удержания из заработной платы, в том числе по судебным решениям, постановлениям судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату должника".
(!) Для учета расходов при исчислении налога на прибыль.
Это может быть актуально для обоснования расходов как самой бухгалтерии, так и других отделов компании. Например, если в вашем царстве цифр есть курьер, то, чтобы учесть в прибыли расходы на проездные билеты или компенсацию использования личного транспорта работника в служебных целях, напишите в его должностной инструкции примерно так: "Работа курьера носит разъездной характер".
А вот наличие, допустим, в инструкции менеджера по закупкам фразы типа: "Работнику необходимо использовать сотовый телефон в служебных целях для оперативного взаимодействия с коллегами, руководством, покупателями и заказчиками, в том числе и во внерабочее время", позволит бухгалтеру учесть в прибыли расходы этого менеджера на сотовую связь.
Раздел "Взаимоотношения с другими сотрудниками и руководством"
Здесь четко должно быть указано, от кого, когда, в какой форме и какую информацию получает работник.
(!) Этот раздел пригодится для соблюдения работниками графика документооборота, если он не утвержден в компании отдельным приказом руководителя или не оформлен в виде приложения к учетной политике. Тогда в "бухгалтерских" инструкциях можно расписать участки документооборота для каждого бухгалтера.
Причем каждая из таких инструкций должна быть взаимосвязана с инструкциями работников отделов, откуда сведения в бухгалтерию поступают и куда из нее уходят. К примеру, для бухгалтера по расчету зарплаты надо указать срок, в который к нему поступают экземпляры приказов по личному составу о зачислении, переводе, увольнении, табели учета рабочего времени из отдела кадров. А у кадровиков в должностных инструкциях соответственно должно быть записано, когда они такие документы обязаны передавать "зарплатному" бухгалтеру.
Раздел "Ответственность"
Обычно рекомендуется и этот раздел, но в принципе он необязателен. Ведь порядок привлечения к материальной и дисциплинарной ответственности, а также ее виды установлены Трудовым кодексом (Статья 192 ТК РФ). И ничего добавить или убавить при помощи должностной инструкции не получится.
Утверждение должностной инструкции
Оформить должностную инструкцию лучше отдельным документом, а не приложением к трудовому договору как его неотъемлемую часть. Ведь обязанности, включенные в трудовой договор, в том числе и в виде приложения к нему, - это предмет договоренности между работником и работодателем. Поэтому изменить или дополнить их вы сможете, только заключив дополнительное соглашение к трудовому договору - для любого изменения его условий требуется согласие работника.
Совет
Не "раздувайте" трудовой договор перечнем всех трудовых обязанностей работника. Обозначьте в договоре только трудовую функцию, кратко перечислите обязанности. Подробно, каковы обязанности и как они выполняются, прописывайте в должностной инструкции.
Текст инструкции утверждается руководителем фирмы: на самой инструкции в графе "Утверждаю" он ставит свою подпись и дату утверждения (Постановление Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст). С этого момента инструкция вступает в силу и действует до ее замены новой инструкцией.
Но имейте в виду, что должностная инструкция не становится автоматически с момента утверждения ее руководителем обязательной для работника, занимающего должность, для которой она принята. Работник должен быть ознакомлен с инструкцией под роспись с указанием даты:
(или) в листе ознакомления, который может являться частью должностной инструкции, приложением к ней или отдельным документом;
(или) в трудовом договоре. Там можно написать примерно так: "С должностной инструкцией до подписания трудового договора ознакомлен".
Совет
Если работник по какой-либо причине не хочет расписываться в подтверждение ознакомления с инструкцией, составьте акт об этом. Так вы зафиксируете, что предоставляли ему возможность ознакомиться с инструкцией, а он этого не сделал. С даты составления такого акта:
- вы можете требовать исполнения обязанностей, предусмотренных в инструкции (Определение Леноблсуда от 22.12.2011 N 33-6436/2011);
- вас не оштрафуют за нарушение трудового законодательства в связи с неознакомлением работника с локальным актом (Статья 5.27 КоАП РФ).
Внесение изменений в должностную инструкцию
Внесение изменений в инструкции для должностей, на которых уже работают люди, может быть в случаях:
(или) когда меняется или расширяется трудовая функция работника (например, бухгалтеру по учету материалов вменены обязанности кассира). Тогда, помимо редактирования самой инструкции, вам надо будет:
- внести изменения в трудовой договор, подготовив дополнительное соглашение к нему с указанием новых обязанностей;
- получить письменное согласие работника - должна быть его подпись на дополнительном соглашении;
(или) когда надо конкретизировать, как выполняется та или иная работа. Допустим, требуется уточнить, что бухгалтер не просто "следит за сохранностью бухгалтерских документов", а обязан раскладывать их по участкам в хронологическом порядке в папки, убирать папки в специально отведенные места, скреплять и нумеровать документы для их передачи в архив и т.д. Таким образом, трудовая функция не меняется и можно просто утвердить инструкцию в новой редакции, письменно ознакомив с ней работника.
Рассказываем руководителю
Инструкция обязательна к исполнению работником, занимающим должность, для которой она принята, с момента ознакомления с ней работника под роспись и до его перемещения на другую должность, увольнения или ознакомления с инструкцией в новой редакции.
* * *
Итак, именно при помощи инструкции руководитель может донести до работника свои ожидания, не отягощая этим трудовой договор и не усложняя себе жизнь процедурой дополнительного согласования его условий.
Иногда нас спрашивают: "Если должностных инструкций нет, можно ли их утвердить задним числом?" Так делать не стоит. Никакой ответственности за то, что инструкции у вас не было, не предусмотрено. Принимайте ее текущей датой, главное - проследите, чтобы в листе ознакомления с этим документом стояли подписи всех ныне работающих сотрудников.
Май 2012 г.