Больничные, декретные и детские пособия: разъяснения ФСС
С января 2011 г. действует новый порядок расчета пособий - больничных, декретных, детских. А в феврале в отношении двух последних законодатель вновь внес поправки (надо сказать, ожидаемые) (см. Федеральный закон N 21-ФЗ), благодаря которым женщины могут выбрать наиболее выгодный вариант расчета пособий в связи с материнством - либо по новым, либо по старым (действовавшим в 2010 г.) правилам. (Дело в том, что двухгодичный период для расчета декретных и детских ухудшает (для большинства) положение - размер пособий существенно снижается, в то время как аналогичный расчет по прошлогодним правилам дает наилучший результат.) Причем, если указанные пособия в промежуток времени с 01.01.2011 по 28.02.2011 декретнице уже назначены, а ей предпочтительнее прежний вариант расчета, достаточно написать заявление, чтобы был произведен перерасчет, а возникшая разница - доплачена.
Обычно всякого рода изменения (особенно следующие друг за другом) вызывают немало вопросов. Да и законы порой написаны так, что требуют дополнительных разъяснений. Этим, собственно, и занялся ФСС, выпустив ряд писем. Некоторые из них мы рассмотрим в настоящей статье.
Пособия в связи с материнством: право выбора
Если декрет или отпуск по уходу за ребенком до полутора лет наступил в период с 01.01.2011 по 31.12.2012, застрахованное лицо в силу ст. 2 Федерального закона N 21-ФЗ вправе выбрать, по каким нормам законодательства ему будут исчислять пособия (по беременности и родам и (или) по уходу за ребенком) - действовавшим в 2010 г. (исходя из среднего заработка за 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления страхового случая с исключением из расчетного периода некоторых периодов и начисленных за них сумм) либо действующим в 2011 г. (исходя из заработка за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, без исключения из расчетного периода некоторых периодов и начисленных за них сумм).
Примечание. Если заявления от сотрудницы о выборе порядка расчета пособий в связи с материнством не поступило, декретные и (или) детские нужно рассчитывать по правилам 2011 г.
Такие рекомендации, из которых следует, что при расчете пособий по старым правилам надо руководствоваться (что логично) прежними (до 01.01.2011) редакциями Федерального закона N 255-ФЗ (Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством") и Положения об особенностях порядка исчисления пособий (Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375), даны ФСС РФ в Письме от 15.02.2011 N 14-03-18/0501331 "Об исчислении пособий по материнству в 2011 году". Это значит, что бухгалтеру, только что обратившему внимание на изменения, внесенные в Положение об особенностях порядка исчисления пособий (речь, в частности, идет о Постановлении Правительства РФ от 01.03.2011 N 120, которым был признан утратившим силу п. 8 названного документа), нужно срочно восстановить его (и другие нормы) в памяти, дабы не "просчитаться".
Не каждая сотрудница может самостоятельно сориентироваться, какой способ расчета декретных и детских для нее наиболее привлекателен. Поэтому перед бухгалтерскими службами стоит задача прикинуть, дать совет - в первую очередь написать заявление о выборе более выгодного варианта расчета (оно пишется в произвольной форме). В противном случае пособие будет рассчитываться в соответствии с порядком, действующим с 1 января 2011 г.
Итак, напомним правила-2010 для расчета пособий в связи с материнством.
Не совсем забытое старое (или о правилах-2010)
Если стаж застрахованного лица более шести месяцев. В расчет среднего заработка, необходимого для исчисления декретных и детских, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу сотрудницы, составляющие базу для начисления страховых взносов (ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления пособий). (Суммы, подлежащие и не подлежащие обложению страховыми взносами, определены Законом о страховых взносах.)
Данную сумму (заработок сотрудницы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая; при работе в организации менее года - за фактически отработанные месяцы) нужно поделить на календарные дни, приходящиеся на этот период. При этом необходимо исключить периоды, указанные в п. 8 Положения об особенностях порядка исчисления пособий (прежняя редакция), а также начисленные за эти периоды суммы (ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, абз. 2 п. 15 Положения об особенностях порядка исчисления пособий). А именно:
а) период сохранения за работником среднего заработка в соответствии с законодательством РФ (При наступлении временной нетрудоспособности у беременных женщин или предоставлении им отпуска по беременности и родам в период выполнения ими более легкой работы с сохранением среднего заработка по прежнему месту работы в средний заработок для исчисления пособия включается средний заработок, сохраняемый на время перевода на такую работу);
б) период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
в) период простоя по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
г) период, в течение которого работник не участвовал в забастовке, но в связи с ней не имел возможности выполнять свою работу;
д) дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами;
е) другие периоды, когда работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ;
ж) период, в течение которого работнику предоставлялись дни отдыха (отгулы) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством РФ.
Полученная в результате математических действий величина - средний дневной заработок - сравнивается с предельным значением. Последнее, понятно, определяется также по правилам 2010 г. Его максимум для расчета декретного пособия составляет 1136,99 руб. в день (415 000 руб. / 365 дн.) и 13 833,33 руб. в месяц (415 000 руб. / 12 мес. x 40%) - для детских пособий.
Примечание. Максимальный размер среднего дневного заработка для расчета пособий в связи с материнством: в 2010 г. - 1136,99 руб. (415 000 руб. / 365 дн.), в 2011 г. - 1268,49 руб. (463 000 руб. / 365 дн.).
К сведению. В случае, если физическое лицо в течение расчетного периода работает в одной организации, которая производит ему выплаты по разным основаниям, например по трудовому и гражданско-правовому договорам, такая организация для определения базы для начисления страховых взносов учитывает все выплаты в пользу данного физического лица суммарно по всем основаниям, начисленные с начала и до конца расчетного периода (календарного года) (Письмо Минздравсоцразвития России от 17.01.2011 N 76-19).
Сумма декретного пособия равна произведению наименьшего значения на количество календарных дней, приходящихся на период отпуска по беременности и родам. Детское пособие определяется путем умножения среднего дневного заработка (в случае, если таковой меньше предельного значения) на 30,4 и на 40%.
Если стаж застрахованного лица менее шести месяцев. В этом случае пособие выплачивается в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда (МРОТ) за полный календарный месяц. (Напомним, сейчас его сумма составляет 4330 руб. (Статья 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ)) В местностях, где установлены районные коэффициенты, МРОТ надо увеличить на эти коэффициенты (ч. 3 ст. 11 Федерального закона N 255-ФЗ).
Пример 1. Иванова О.В. уходит в отпуск по беременности и родам (согласно представленному ею больничному листу) с 10 марта 2011 г. Она написала заявление о том, чтобы ей произвели расчет декретного пособия по правилам 2010 г.
Расчетный период (с 01.01.2010 по 28.02.2011) Иванова О.В. отработала полностью (в очередной оплачиваемый отпуск в течение указанного времени женщина не ходила). Следовательно, количество календарных дней в расчетном периоде - 365.
Оклад Ивановой О.В. - 30 000 руб. в месяц. Заработная плата, учитываемая при определении налоговой базы по взносам в ФСС, за этот период составила, соответственно, 360 000 руб.
Кроме того, в расчетном периоде начислены:
- в январе 2011 г. - премия по итогам работы за IV квартал 2010 г. в сумме оклада - 30 000 руб.;
- в феврале 2011 г. - премия по итогам работы в 2010 г. в размере 40 000 руб.
В расчетном периоде работница заработала в общей сумме 430 000 руб. (360 000 руб. + 30 000 руб. + 40 000 руб.). Однако для расчета пособия учитывается только 415 000 руб. (страховые взносы в ФСС были начислены на эту сумму). Следовательно, размер среднедневного заработка составил 1136,99 руб. (415 000 руб. / 365 дн.). Сумма пособия по беременности и родам равна 159 178,60 руб. (1136,99 руб. x 140 дн.).
Для сравнения порядка расчета декретного пособия по новым правилам (подробнее об этом мы писали в одном из предыдущих номеров журнала) дополним пример 1.
Пример 2. Предположим, что заработок Ивановой О.В. в 2009 г. составил 350 000 руб., а в 2010 г. (с января по декабрь включительно) - 360 000 руб. (30 000 руб. x 12 мес.).
Заметим, что при исчислении среднего заработка учитываются премии, начисленные в расчетном периоде, и не учитываются премии, начисленные за пределами расчетного периода (Письмо ФСС РФ от 10.07.2008 N 02-08/07-2248П, Постановление ФАС ПО от 16.02.2011 по делу N А55-9305/2010). Это следует из п. 14 Положения об особенностях исчисления пособий. Поэтому премии, начисленные в январе и феврале 2011 г. за результаты работы последнего квартала и, собственно, 2010 г., в средний заработок 2010 г. не включаются.
Итак, размер среднедневного заработка для расчета декретного пособия составит 972,60 руб. ((350 000 + 360 000) / 730 дн.).
Сумма пособия по беременности и родам равна 136 164,38 руб. (972,60 руб. x 140 дн.).
Рассматриваемые примеры показали, что сотруднице выгоднее произвести расчет пособия именно по старым правилам.
Причем, если бы страховой случай наступил чуть раньше (до принятия Федерального закона N 21-ФЗ), в частности с 01.01.2011 и до 28.02.2011, по заявлению Ивановой О.В. компания должна была пересчитать сумму декретного пособия и доплатить женщине соответствующую сумму.
Кстати, данное правило касается и детских пособий.
Пример 3. Сидорова Т.И. оформила отпуск по уходу за ребенком с 24.02.2011. До этого времени (с 8 октября 2010 г.) она находилась на больничном в связи с материнством.
Ее заработок за 2009 и 2010 гг. представлен в таблице.
|
Заработок за соответствующий год (руб.): |
|
2009-й |
2010-й |
|
Январь |
20 000 |
25 000 |
Февраль |
20 000 |
25 000 |
Март |
20 000 |
25 000 |
Апрель |
20 000 |
25 000 |
Май |
20 000 |
26 525,40 <**> |
Июнь |
20 000 |
25 000 |
Июль |
21 854,20 <*> |
25 000 |
Август |
20 000 |
25 000 |
Сентябрь |
20 000 |
25 000 |
Октябрь |
20 000 |
5 650,20 <***> |
Ноябрь |
20 000 |
- |
Декабрь |
20 000 |
- |
Итого за год: |
241 854,20 |
232 175,60 |
Итого (без учета отпускных): |
221 200 |
207 950,20 |
|
--------------------------------
<*> В июле 2009 г. сотрудница была в очередном оплачиваемом отпуске (28 календарных дней). За отработанные в июне дни ей начислили 1200 руб. Сумма 20 654,20 руб. - отпускные.
<**> В мае 2010 г. сотрудница была в очередном оплачиваемом отпуске (28 календарных дней). Заработок за отработанные дни мая - 2300 руб. Сумма отпускных равна 24 225,40 руб.
<***> В октябре 2010 г. сотрудница проработала семь дней, с 08.10.2010 ушла в декрет.
Бухгалтерия рассчитала Сидоровой Т.И. детское пособие за месяц в сумме 7896,17 руб. ((241 854,20 + 232 175,60) руб. / 730 дн. x 30,4 x 40%).
В марте 2011 г. Сидорова Т.И. представила заявление о том, чтобы ей пересчитали пособие в соответствии с прежними правилами.
При таком варианте расчетным периодом является промежуток с 1 февраля 2010 г. по 31 января 2011 г. За это время Сидорова Т.И. заработала (без учета отпускных и декретных, которые не считаются при данном варианте расчета) 207 950,20 руб. (25 000 руб. x 8 мес. + 2 300 руб. + 5650,20). Количество календарных дней, приходящихся на отработанное время в расчетном периоде, - 221 (365 - 28 - 24 - 30 - 31 - 31).
Итак, сумма месячного пособия по уходу за ребенком составит 11 441,97 руб. (207 950,20 руб. / 221 дн. x 30,4 x 40%). Эта величина больше минимального значения, но меньше максимума в 13 833,33 руб.
Таким образом, расчет по старым правилам выгоднее. Сидоровой Т.И. следует доплатить пособие за пять дней февраля, а с марта начисления производить из расчета 11 441,97 руб.
На заметку высокооплачиваемым сотрудницам
Если заработок сотрудницы выше 415 000 руб., детское пособие и по новому, и по старому варианту считают из максимального размера. Однако наиболее предпочтительными являются прежние правила. Судите сами.
При старом раскладе максимальный средний заработок для начисления ежемесячного пособия не должен превышать 34 583,33 руб. (415 000 руб. / 12 мес.). Максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком, как уже было отмечено, равна 13 833,33 руб. (34 583,33 руб. x 40%).
Несколько иная величина получается в случае, если расчет ведется по новым правилам. Максимальный средний дневной заработок равен 1136,99 руб. ((415 000 руб. + 415 000 руб.) / 730 дн.). Максимальный средний месячный заработок - 564,5 руб. (1136,99 руб. x 30,4 дн.). А вот максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком составит 13 825,8 руб. (34 564,5 руб. x 40%).
Как видим, разница в расчете - 7,53 руб. (13 833,33 - 13 825,8). Отсюда вывод - прежние правила являются наиболее привлекательными.
И снова к дням насущным (или о правилах-2011)
В данном разделе статьи хотелось бы акцентировать внимание читателей еще на одном послании специалистов соцстраха - Письме от 11.03.2011 N 14-03-18/05-2129. Здесь ФСС разъяснил некоторые нормы упомянутого нами Постановления Правительства РФ от 01.03.2011 N 120, которым скорректировано Положение об особенностях порядка исчисления пособий. Тем самым последнее приведено в соответствие с Федеральным законом N 255-ФЗ (за кадром остались лишь нововведения, установленные Федеральным законом N 21-ФЗ).
Обратите внимание! Положение об особенностях исчисления пособий применяется также при исчислении пособий застрахованным лицам, работающим у страхователей, применяющих специальные налоговые режимы.
Расчетный период: все включать, ничего не исключать
Итак, поскольку при расчете пособий (больничных, декретных, детских) по правилам 2011 г. никакие периоды из расчетного не исключаются, п. 8 Положения об особенностях исчисления пособий с 01.01.2011 утратил силу.
К сведению. С 2013 г. Федеральным законом N 21-ФЗ (ч. 2 ст. 3) установлен особый порядок для расчета декретных и детских. В частности, предусмотрены периоды, исключаемые из расчетного (сразу отметим, они несколько отличаются от тех, которые установлены правилами-2010). К таким исключаемым периодам относятся периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком; дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом; период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС согласно Закону о страховых взносах не начислялись (ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ). Это, в свою очередь, должно привести к тому, что знаменатель - количество дней, на которые надо делить выплаты за расчетный период, - будет меньше фиксированной (установленной как 730 дней) величины. Следовательно, снижение размера пособий (если таковое имеет место) будет не так ощутимо.
Как видим, с 2013 г. нельзя будет рассчитывать на исключение из расчетов периода сохранения за работником среднего заработка согласно законодательству РФ; периода простоя по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника; периода, в течение которого работник не участвовал в забастовке, но в связи с этим не имел возможности выполнять свою работу; периода, в течение которого работнику предоставлялись дни отдыха (отгулы) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством РФ.
О пособии, рассчитанном исходя из МРОТ, а также о районных коэффициентах
Если застрахованное лицо не имело в расчетном периоде заработка либо он оказался меньше МРОТ, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая (п. 11(1) Положения об особенностях исчисления пособий).
Примечание. Если заработок застрахованного лица за расчетный период оказался меньше 103 920 руб. (4330 руб. x 24 мес.), расчет пособия следует делать исходя из МРОТ.
Причем в районах и местностях, где к заработной плате применяются (в установленном порядке) районные коэффициенты, размеры пособий, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ, определяются с учетом этих коэффициентов.
Необходимо отметить, что сравнение среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период, с МРОТ производится через средний дневной заработок. Например, в расчетном периоде (2009 и 2010 гг.) средний заработок застрахованного лица составил 100 000 руб. Средний дневной заработок в этом случае составит 136,99 руб. (100 000 руб. / 730 дн.). Средний дневной заработок, исчисленный исходя из МРОТ, равен 142,36 руб. (4330 руб. x 24 мес. / 730 дн.). Для исчисления пособия из этих двух величин необходимо выбрать большую (142,36 руб.).
Обратите внимание! Если средний заработок работницы в расчете за полный календарный месяц расчетного периода (выплаты за два года) окажется не выше МРОТ, действующего на момент начала отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, при исчислении ежемесячного детского пособия не нужно рассчитывать средний дневной заработок и умножать его на 30,4. Месячное пособие в этом случае равно 40% МРОТ (п. п. 11(1), 23 Положения об особенностях исчисления пособий). Однако, поскольку получаемая в результате данных расчетов (во всяком случае сегодня) величина - 1732 руб. (4330 руб. x 40%) - меньше минимального размера детского пособия, установленного законом (Частью 1 ст. 11.2 Федерального закона N 255-ФЗ, ст. ст. 4.2, 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ определено, что размер ежемесячного детского пособия не может быть меньше его минимального размера, установленного законом) (напомним, в 2011 г. при уходе за первым ребенком это 2194,34 руб. в месяц, а при уходе за вторым и последующими детьми - 4388,67 руб. в месяц (См. Федеральные законы от 24.07.2007 N 198-ФЗ (ч. 2.1 ст. 11), от 24.11.2008 N 204-ФЗ (ч. 2 ст. 11), от 02.12.2009 N 308-ФЗ (ч. 2 ст. 10), от 13.12.2010 N 357-ФЗ (ч. 2 ст. 10))), пособие работнице выплачивается в минимальном размере. И не забудьте (если это установлено на законодательном уровне) применить районные коэффициенты.
О порядке учета заработка, полученного у других страхователей
В Письме от 11.03.2011 N 14-03-18/05-2129 ФСС РФ рекомендовал обратить внимание и на п. 19 Положения об особенностях исчисления пособий, которым определен порядок учета заработка, полученного застрахованным лицом у других страхователей в расчетном периоде, при исчислении пособий.
В частности, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах работало у них же, пособия (больничные и декретные) выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности). А вот ежемесячное пособие по уходу за ребенком - по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
При этом указанные пособия исчисляются исходя из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего соответствующее пособие. В этом случае при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается.
При исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком в указанной выше ситуации средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) учитывается за период, предшествующий периоду работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего указанное пособие.
Если работник на момент наступления страхового случая занят у нескольких страхователей, а в двух предшествующих годах работал у других страхователей, все три вида пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное по уходу за ребенком) назначаются и выплачиваются ему только по одному из последних мест работы по выбору работника (п. 2.1 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ). При расчете учитываются сведения о заработке у другого страхователя (других страхователей).
Если работник на момент наступления страхового случая занят у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах работал как у этих, так и у других страхователей, больничные и декретные выплачиваются:
- по всем местам работы исходя из среднего заработка за время работы у каждого страхователя, назначающего и выплачивающего пособие;
- по одному из последних мест по выбору работника (п. 2.2 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ).
Представьте сведения о заработке
Для назначения и выплаты пособий застрахованное лицо теперь должно представить не только листок нетрудоспособности. Если оно работало ранее у других страхователей (другого страхователя), для исчисления пособия надо представить справку(и) (либо копию, заверенную в установленном порядке) о сумме заработка у другого страхователя (других страхователей). При этом при назначении и выплате указанных пособий по одному из последних мест работы застрахованное лицо также должно представить справку(и) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются.
В Письме от 21.03.2011 N 14-03-18/05-2442 ФСС РФ напоминает, что форма справки о сумме заработка, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы, утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 17.01.2011 N 4н.
Обратите внимание! За период до 01.01.2010, а для лиц, работающих по трудовым договорам в организациях (ИП), применяющих специальные налоговые режимы, - за период до 01.01.2011 в справке указываются сведения обо всех видах выплат и иных вознаграждений, на которые начисляются страховые взносы в соответствии с Законом о страховых взносах и которые не превышают 415 000 руб.
Кстати, справка может заполняться как от руки, так и с использованием технических средств; сведения в справку заносятся на основании данных бухучета и отчетности страхователя.
В случае сомнений в подлинности справки и (или) достоверности содержащихся в ней сведений страхователь может направить в территориальный орган ФСС соответствующий запрос. Его форма утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 N 20н.
Отметим, что указанный запрос может быть направлен тремя способами:
- по почте;
- в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью;
- представлен непосредственно в территориальный орган фонда.
Если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку(и) о сумме заработка, из которого должны быть исчислены пособия, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) в связи с прекращением последним деятельности либо по иным причинам, оно пишет заявление страхователю, назначающему и выплачивающему пособие. Последний при этом направляет запрос в территориальный орган ПФР. Форма такого запроса утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 N 21н.
Обратите внимание! Форма заявления предусматривает наличие согласия застрахованного лица на обработку и использование Пенсионным фондом его персональных данных и предоставление их страхователю.
Сведения о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица представляются страхователю или территориальному органу ФСС, направившему запрос в территориальный орган Пенсионного фонда, не позднее десяти рабочих дней со дня получения (регистрации) запроса.
Застрахованным лицам, указанным в ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 255-ФЗ (адвокатам, ИП, членам крестьянских (фермерских) хозяйств, физическим лицам, не признаваемым ИП (нотариусам, занимающимся частной практикой, иным лицам, занимающимся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), членам семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивающим за себя страховые взносы), а также иным категориям застрахованных лиц в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями (больничными, декретными, детскими) либо в случае невозможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной ГК РФ, назначение и выплата указанных пособий осуществляются территориальным органом страховщика (ч. 4 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ).
Если запрос получен территориальным органом ПФР в I квартале текущего года и в нем запрашиваются сведения о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица за предшествующий календарный год, сведения представляются страхователю (территориальному органу ФСС), направившему запрос в территориальный орган Пенсионного фонда, в срок не позднее 1 апреля текущего календарного года.